Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект "Деревья нашего участка"

Проект «Чудо дерево»

Вид проекта: экологический, исследовательско -творческий, коллективный.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь-май 2015- 2016 год.)

Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы :

Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.

Цель проекта : познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева.

Задачи проекта:

1. Формировать обобщенное представление о деревьях, видах деревянных изделий их значением в нашей жизни;

2. Познакомить детей со свойствами, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценности для жизни людей;

3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

Создание условий для осуществления проекта:

Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями о дереве и что из него можно сделать.

Взаимодействие с родителями.

1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта.

2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.
3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о деревьях (фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения) .
4. Семейные экскурсии в лес.
5. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования, игры во время отдыха на природе, на даче
6. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки.

Проектная деятельность

1 этап. Планирование мини-музея -подготовительный

предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

психологическая комфортность и безопасность деятельности.

определение места расположения мини-музея.

составление плана работы.

подбор экспонатов.

2 этап. Реализация проекта.

В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

3 этап. Функционирование мини-музея.

Организовать посещение мини-музея педагогами, затем родителями и детьми.

Реализация проекта

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Чтение и разучивание стихов о деревьях и отгадывание загадок.Подбор пословиц поговорок,примет.

Чтение произведений художественной литературы.

Беседы с детьми по теме с использованием игр и упражнений для развития самостоятельной мыслительной деятельности.

Беседы с детьми:

«Познакомить с богатым разнообразием растительного мира»

« Беседы о деревьях» более подробно на занятиях и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (Крона,листья,кора,ствол,корни,цветки,плоды, семена)
Какой высоты дерево?
Какова ширина дерева?
Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?
Есть ли у дерева семья?
Есть ли у дерева «детки»?
Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года
( в сухую погоду, после дождя…) ?
Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?
Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?
Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
Есть ли на стволе дерева или под ним какие– нибудь грибы?
Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?

б) Животные, связанные с деревом.
Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.

в) Почва.
В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.

Исследования:
Живет ли кто – нибудь в почве под деревом? Рассмотреть с лупой землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.
Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.

Осадки (снег, дождь, иней) .
Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.
Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким – либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.

Определить настроение дерева: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в какую погоду, какое настроение у дерева?
Цель : заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к дереву.

Дидактические игры:

«Подбери слово» (к слову березовый),
«Какое дерево?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»,
«Что лишнее?»,
«Полезно – вредно»,
«Скажи по – другому» и т.д.

Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.

Заучивание стихотворений :
Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, учить понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

Чтение художественной литературы:
В. Рождественский «Березка»
Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
В. Бианки «Лесная газета»
В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

Подвижные игры: «Найди такой же лист»,

«Найди пару»,

«Кто быстрее добежит до дерева».

Цель : развивать физические качества.

Сюжетно – ролевые игры:

«Как мы ездили в лес?»

«Экскурсия в парк»

Музыка:
- слушание звуков природы, шума листьев;
- изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.

Опыты: «Чем мы дышим?», «Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Тонет,не тонет»

Труд на участке и в природе:
- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;
- изготовление кормушек для птиц;

- оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).
- заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты.

Непосредственная образовательная деятельность :

Образовательная деятельность «Рисование»

«Городецкая роспись»

«Деревянная игрушка»

«Хохлома»

Образовательная деятельность:«Аппликация» «Лепка»

«Дерево в разные времена года»

Роспись деревянных ложек.

Образовательная деятельность «Познание»

«Как живет дерево»

«Кто с деревом дружит»

«Что дарит нам дерево»

«Деревянные игрушки»2 этап – практический

Содержание деятельности

Подбор информации о видах деревьев и изделий из древесины

Перспективное планирование.

Сентябрь

Беседа «Как живет дерево,его друзья»

Оформление альбома «Деревья» (Аппликация,рисование, лепка)

Октябрь.

Беседа«Что нам дарит дерево»»

Рассматривание иллюстраций, оформление гербария.

Ноябрь

Беседа «Что делают из дерева»

Составление и оформление альбома «Загадки,пословицы,поговорки,стихи о деревьях».

Декабрь

Беседа «Деревянные игрушки»

Составление и оформление альбома

Январь-Февраль.

Рассматривание иллюстраций «Чудо-хохлома»

«Городецкая роспись»

Март-апрель.

Чтение художественной литературы

Оформление альбома «Расписные матрешки»

Май

Раскрашивание детьми деревянные ложки и доски

Викторина «Что мы знаем о деревьях?»

Экспонаты и разделы: У одной из стен располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных деревьев.

Раздел «Дерево загадок»

Дерево изображено на стене. На ветках прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. Воспитатель всегда может предложить детям остановиться у дерева и отгадать пару загадок.

Раздел «Строение дерева » знакомит детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) На полке лежат небольшие спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, красиво изогнутые корни деревьев ваза с сухими ветками.

Раздел «Кора и лесные обитатели » рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее представлено бревно, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре панно мини-музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.

Раздел «Как человек использует кору » представлен как настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры (различные поделки), так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены:

Береста - бытовые изделия и украшения.

Кусочки бересты, напоминающие о том, что в старину на этом материале писали письма.

Сосновая кора (в старину ее использовали при настиле крыш.)

Кора липы, лыко для лаптей и других изделий

Сувениры из коры и другие поделки.

Дубовая кора (использовалась для дубления, выделки кожи).

Раздел «Как кора пахнет ». Некоторые виды коры имеют хорошо различимый запах, и это тоже отражено в мини-музее. В небольшие полотняные мешочки насыпаны пищевая корица, кора можжевельника. Рядом размещен знак, объясняющий детям, что этот экспонат можно понюхать.

Раздел «Дерево в жизни человека » представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев.

Раздел «Золотые ручки». В этом разделе представлены поделки, сделанные детьми из коры, а так же работы по изобразительной деятельности.

Раздел «Листья - вкусная еда » представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист и т.д.) Опавшие листья едят дождевые черви.

Раздел «Листья лечат» - это полочка с коробочками лекарственных растений: крапивы, шалфея, брусники. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев. Ъ

Предполагаемый результат :

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

позволит пополнять музей новыми экспозициями;

расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

Используемая литература:

    Николаева « Юный эколог.» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3.Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? »

    Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет .

Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»

1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Сколько деревьев растет на нашем участке? Как они называются?
5. Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Как вы думаете, кто посадил деревья около нашего детского сада, в городе? Для чего?
7. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
8. Где вы видели деревья в нашем городе?
9. Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе? Почему вы так считаете?
11. Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
12. Помогали ли вам, когда – нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
13. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? На нашем участке? У вашего дома?
14. Изменится ли тогда что – нибудь в нашей жизни?
15. А почему деревья могут исчезнуть?

Поговорки, пословицы, приметы

И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.
Березой обогреешься, но не оденешься.
Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.

От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.

Из одного дерева икона и лопата.

Не далеко от дерева яблочко падает.

Ель не сосна: шумит неспроста.

Все одно, что дерево, что бревно.

За один раз дерева не срубишь.

Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

Клен да береза, чем не дрова.

Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

Лист на дереве полон, так и сеять полно.

Не откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Как ни гнети дерево, оно все вверх растет.

Мимо яблоньки яблочко не падает.

Загадки

Все лето гуляет в наряде зеленом,
А зиму встречает и босым, и голым.
***
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
***
Много рук, а нога одна.
***
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло.
***
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
***
Стоят в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.
***
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
***
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
***
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
***
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
***
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
***

Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
***
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.(Береза)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. (Дерево)

* * *

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

* * *

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

* * *

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

* * *

В нём почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа -

Осушение болота. (Эвкалипт)

* * *

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту В высоту. (Сосна)

* * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

* * *

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

* * *

Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

* * *

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

* * *

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

* * *

Платье потерялось -

Пуговки остались. (Рябина)

* * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

* * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Математические задачи

1. На дереве сидели 4 синицы. К ним прилетело еще 5. Сколько всего птиц оказалось на дереве?

2. Под деревом росло шесть грибов – подберезовиков. Три из них белочка засушила. Сколько грибов осталось под деревом?

3. На ветке дерева было 10 листиков. Два из них сорвал и унес ветер. Сколько листьев осталось?

4. По стволу березы ползло 8 муравьев. Три из них спустились на землю. Сколько муравьев осталось на дереве?

5. На лесной полянке росло 5 молодых березок и одна старая. Сколько всего деревьев росло на поляне?

Русская народная песня

Береза моя, березонька! Береза моя белая! Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
Близ тебя, березонька, красные девушки
Венки вьют, плетут.

Стихотворения

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
Оно – твой друг бессловесный, живое, как ты, существо.
Оно – часовой природы, оно не оставит пост.
И встанет перед тобою во весь богатырский рост.
И сколько в нем будет свежести, и птичьих песен, и гнезд!
В. Берестов

***

У красы - березки платье серебрится.
У красы - березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб росла березка, выросла большою.
П. Воронько

***

Березка
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
В. Рождественский

***

Береза
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки.
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.

***

Письмо – жалоба березы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною рекой.
Ф. Сологуб

***

На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокорая березка – символ Родины моей.

***

Белая береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин

***

Зимний сон берез
Серебром покрыты тонкие березы,
Словно поседели и уснули в грезах.
Словно наступила в их душе зима,
Инеем укрыла, снегом замела.
Вам, березы, грустно – птицы не щебечут,
Неуютно, пусто, будто бы – навечно.
Может это счастье, что мороз такой –
Заморозит раны, заморозит боль.
Заморозит слезы и тоску – печаль.
Тонкие березы, вас безумно жаль.
Потерпите малость, вам не век страдать,
До весны осталось зиму переждать.
Инна Радужная

***

Люблю березку русскую то светлую, то грустную
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую,
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
А. Прокофьев

Первый лист
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной, полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной, весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы, под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота, омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах не встретишь мертвого листа…
Ф. Тютчев

***

Осень
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березки на плечах.
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Е. Трутнева

***

Березка
Березка, лебедь белая, рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая, я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая, веселым летним днем,
Из – за тебя, красивая, светло в лесу моем.
Зеленая, раздольная, ты гибче камыша.
Березка белоствольная, ну всем ты хороша!
А. Прокофьев

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Р. Сеф

Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою,
Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -
Не забудь меня!
П. Воронько

Елка

Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев

Ива

Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
Г. Виеру

Калинушка

Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Ф. Петров

Рамиля Шамилевна
Экологический проект «Деревья нашего края»

Название проекта : Деревья нашего края .

Возраст : 5-6 лет (старшая группа)

Ф. И. О. воспитателя разработавшего проект : Шафикова Рамиля Шамилевна

Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта : 1 месяц.

Актуальность проекта : В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты . Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе . Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете .

Цель проекта : формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания , экологической деятельности и чувств.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп.

Место реализации проекта : Республика Татарстан, город Набережные Челны, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 63 “Жемчужинка”.

Создание педагогических условий :

1. Создание развивающей среды.

2. Проведение систематического знакомства (обучение) детей с деревьями , природой.

3. Привлечение к данному проекту родителей .

Этапы реализации проекта :

I этап. Подготовительная работа. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду. Постановка проблемы (погружение в проблему) . Формируют проблему : «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше , воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья , понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы ». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.

II этап. Основной этап. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев , проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет) . Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности : посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев , уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев , изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.

III этап. Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ . Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов .

Ожидаемые результаты :

Повышение уровня экологической грамотности детей ;

Формирование осознанной потребности в общении с природой;

Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

Создание художественно – эстетической среды;

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках , их значении в природе и жизни человека;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Перспективно-тематический план

№ Тема Организованная образовательная деятельность Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями

1. Мудрое дерево . Формирование целостной картины мира “Мудрое дерево” .

Цели :: формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток.

Д/и «Назовите растение» .

Цели : назвать растение, их отличия.

Чтение Е. Серова «Зеленая страна» .

Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам». Рассматривание иллюстраций, набора открыток о деревьях .

Д/и «Сравни» .

Цели : каждый ребенок должен рассказать о своем дереве и сравнить его с другим. Консультация «Природа как воспитатель» .

2. Картина природы. Лепка «Путешествие в осенний лес» . Цели : Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.

Чтение худ. лит-ры А. Лопатина «Липкины дары» .

Цели : объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Наблюдение за деревом .

Цели : учить определять дерево по цвету , по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Выставка детских работ.

Д/и «Узнаю деревце » .

Цели : учить находить дерево по описанию .

Д/и «Картины природы»

Цели : расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов. Анкетирование

«От семечки к дереву »

3. Зеленый мир. Рисование “Уж верба вся душистая”.

Цели : Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги. Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.

Беседа “Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?”

Цели : выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

Слушание П. Чайковского – цикл произведений «Времена года» , заучивание песен о деревьях .

Выставка детских работ.

Д/и «Зеленый мир» . Цели : закреплять знания детей о растениях.

Д/и Зоологическое домино».

Цели : закреплять знания детей о диких и домашних животных. Акция «Посади дерево »

4. Листопад. Рисование “Цветет сирень”. Цели : Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе.

Совершенствовать технические приемы рисования кистью : плашмя, концом, тычком.

Чтение А. Лопатина «Мудрость дерева » . Цели деревьям

Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад» . Выставка детских работ.

Д/и «Где что зреет?»

Цели : учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями .

Рассматривание картин о лесных деревьях . Консультация «Экологическое воспитание в семье »

5. Жизнь дерева . ФКЦМ «Наши друзья» . Цели : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязь в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Чтение художествен. литературы «Жизнь дерева » А. Лопатина. Цели : воспитывать бережное отношение к деревьям .

Опыт : наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой.

Д/и «Чудесный мешочек» .

Цели : учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

П/и «Лесные пятнашки» .

Цели : дети играют в пятнашки со следующими условиями : нельзя салить игрока. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Воспитание любви к природе»

6. Кора деревьев . ФКЦМ «Кора деревьев » .

Цели : Продолжать воспитывать любовь к деревьям , бережное и заботливое

отношение к ним. Беседа на тему : «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

Цели : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

Отгадывание загадок о деревьях .

Выставка детских работ.

Д/и «Что лишнее» . Цели : дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

Развивающая игра «Шнуровка своими руками – просто и занимательно» . Совместная работа родителей с детьми на участке детского сада.

7. От дерева к дереву . Чтение рассказа по ФКЦМ «Как скворец себе дом выбирал» .

Опыт «Как деревья спасают нас от жары » .

Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья . Какие они?»

Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.

П/и «Найди свое дерево » .

Цели : дети должны по сигналу взрослого найти свое дерево .

Д/и «Вершки-корешки» .

Цели : учить детей составлять целое из частей. Активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев.

8. Зеленый мир на окне. Рисование «Березка» .

Цели : Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.

Чтение рассказа Н. Некрасова «Зеленый шум» .

Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам».

Д/и «Собери листья» .

Цели : воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям».

Выставка детских работ. Д/и «Чудо-дерево » . Цели : закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

Д/и «Волшебный круг» .

Цели : познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Зелёный мир на окне» .

9. Русская березка. ФКЦМ «Люблю березку русскую» .

Цели : формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Беседа “Как березу использовали в древности?”.

Цели : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека.

Чтение пословиц и поговорок о деревьях .

П/и «Найди такой же лист» .

Цели : знакомство с природой, развивать двигательную активность.

Д/и «Найди лишнее» .

Цели : развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»

10. Чудо-дерево . Аппликация «Волшебный лес» .

Цели : Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев , изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.

Беседа «Красота природы бесценна» . Цели : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево . Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Чтение сказки А. Прокофьева «Березка» . Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.

Выставка детских работ. Д/и «Кто дружит с деревом . Цели : закреплять представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Д/и «Березка» . Цели : учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №4» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Сахаветдинова З.А.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.

Актуальность

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.

Цель проекта

Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.

Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи проекта

Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.

Развивать у детей познавательную активность.

Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.

Активизировать и обогащать словарь.

Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.

Ожидаемый результат

1. Расширятся знания детей к растительному миру-деревьям;

2. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного.

3. Пополнится словарный запас по данной теме.

4. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.

5. Родитель активный участник в экологическом проекте и способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Этапы проекта

1этап – Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.

Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

2этап – Практический

Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Оформление альбома « Деревья нашего участка», «Птицы»

«Музыка природы».

Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Составление описательных рассказов о деревьях.

Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».

Наблюдение за деревьями, за зимующими птицами.

Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».

Опыты- эксперименты Подвижные игры

Словесные игры

родителями Чтение

Дидактические игры художественной литературы

Наблюдения в

природе Рассматривание картин,

иллюстраций

Рябина Боярышник

Береза Черемуха

Липа

Дерево могуче, дерево сильно,

ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

Смотри не поленись:

Ствол- дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Она весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

Зима в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица

На рябине покормиться!

С.А.Васильева.

Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»

Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»

Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.

«Жизнь дерева» А.Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я.Маршак,

«Липкины дары» А.Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

«Мудрость дерева» А.Лопатина

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3 этап – Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

· сколько интересного мы узнали о деревьях.

· как ухаживать за деревьями в зимний период.

· выставки детских работ.

· итоговое занятие «Деревья – наши друзья»

Итоги проекта

· Проект позволил детям расширить знание о природе родного края, о пользе деревьев.

· Дети получили ответы на интересующие вопросы.

· Выросли коммуникативные навыки.

· Дети активно проявили себя в творческих работах.

· Родители активно приняли участие в изготовлении кормушек

Встречаемся с нашей березой

каждый день.

Что нужно дереву для жизни?

(солнце, вода, ветер, воздух, земля).

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Орудия труда, которые необходимы для ухода за деревом.

Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

Вот какие

у нас деревья получились

Выставка «Ёлочки»

Вот такие интересные поделки получились у наших родителей из сухих листьев

Пластилинография

«Кисть рябины»

Дерево зимой «Ему тепло, уютно и весело

от нашей работы».

«Укроем березу снегом, чтобы было тепло».

Не скучай - птицы твои друзья!

Помогаем птицам пережить зиму:

«Птицам страшен не холод, а голод!»

Кому нужны деревья в лесу.

Теоретический и практический материал к проекту.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Деревья нашего участка»

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.

Актуальность

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.

Цель проекта

Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.

Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Задачи проекта

Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.

Развивать у детей познавательную активность.

Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.

Активизировать и обогащать словарь.

Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.

Ожидаемый результат

Этапы проекта

1этап – Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

Проведение тематических лекций «Деревья - наши друзья».

Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.

Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

Проведение бесед тематических лекций.

2этап – Практический

Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Оформление альбома « Деревья нашего участка», « Птицы нашего края»,

«Музыка природы».

Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Составление описательных рассказов о деревьях.

Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».

Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».

Занятия по окружающему миру, ИЗО, Экологическому воспитанию.

Труд

Опыты- эксперименты Подвижные игры

Виды совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Словесные игры

Досуг

Работа с

родителями Чтение

Дидактические игры художественной литературы

Наблюдения в

Природе Рассматривание картин,

Иллюстраций

Деревья, которые растут на нашем участке.

Рябина Боярышник

Береза Черемуха

Липа

Стихотворение «Строение дерева»

Дерево могуче, дерево сильно,

ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

Смотри не поленись:

Ствол- дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Она весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

Зима в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица

На рябине покормиться!

С.А.Васильева.

Социально-личностное развитие

Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Познавательно-речевое развитие

Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»

Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»

Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.

Чтение художественной литературы

«Жизнь дерева» А.Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я.Маршак,

«Липкины дары» А.Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

«Мудрость дерева» А.Лопатина

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

сколько интересного мы узнали о деревьях

сколько птичек мы спасли мы за зимний период

оформление выставок


Журавкова Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ Д/С №3 «Ёлочка», г.Лесозаводск, Приморский край.

Паспорт проекта.
Название проекта: «Деревья нашего участка»

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители

Направление проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный

Направления проекта, близкие к теме: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие

Целевая аудитория: ориентирован на возраст 5 – 6 лет

Цель проекта: изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе, а так же природно – охранная деятельность.

Задачи:

Образовательные:
Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром
Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года
Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение

Развивающие:
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать

Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу
8. Вопросы проекта:
Как зовут тебя, дерево?
Какие у тебя семена?
Какого роста ты будешь, когда станешь взрослым?
9. Ресурсы проекта: информационный, методический
10. Необходимое оборудование: иллюстрации, книги
11. Актуальность: реализуя проект, «Деревья нашего участка», у детей будет развит интерес к представителям растительного мира, деревьям; трудовой навык и умение по уходу за живыми объектами, сформирован разный подход детей к природе (природоохранный, эстетический, гуманный и познавательный)
12. Предполагаемый результат: создание экологического альбома вместе с родителями «Деревья нашего участка», выставка «Лесные скульптуры»

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя.

2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя

Цель Форма работы Результат
Расширить представление детей о деревьях, растущих на территории детского сада Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?» Дети получили представление о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении, внешнего вида
Научить детей находить сходства и отличия коры деревьев Исследовательская деятельность «Рассматривание, сравнение коры дерева»
Научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян деревьев» Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности
Учить сравнивать и составлять рассказ о дереве Дидактические игры: «Сравни» Дети научились сравнивать и составлять небольшой рассказ о дереве
Определять лишний предмет Д. и.: «Что лишнее» Дети научились определять лишний предмет
Указывать плод растения Д. и: «Назови плод» Дети научились узнавать и называть плоды растений
Находить дерево по описанию Д. и: «Найди свое дерево» Дети научились находить дерево по описанию
Научить детей рисовать березу Рисование «Береза» Дети научились рисовать березу в разное время года
Научить детей составлять панно из осенних листьев Аппликация «панно из осенних листьев» Дети научились составлять панно из осенних листьев

3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня

Описание продукта: выставка «Лесные скульптуры»
В ходе проекта, родителям и детям было предложено участие в выставке «Лесные скульптуры». Работы были изготовлены из природного материала. Родители и дети проявили фантазию, творческое воображение, умение неординарного подхода к делу. У детей и родителей были созданы положительные эмоции от полученных впечатлений.

Литература:
1. «Мудрость дерева» А. Лопатина
2. «Жизнь дерева» А. Лопатина
3. «Зеленая страна» Е. Серова

Приложения 1.

Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?»

Ход наблюдения:
1. Как зовут тебя дерево? (Обнять, погладить кору. Послушать, что дерево ответит.)
2. У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? (Рассмотреть и ответить.)
3. Для чего людям нужны ноги и руки? Дереву листья, ствол, кора.
4. У детей есть знакомые: друзья, соседи. А у дерева?
5. Кто бегает, растет рядом с ним, прилетает к нему?
6. Наблюдение за окружением дерева. Порассуждать, нравятся ли дереву его соседи? Почему?

Приложение 2.

Исследовательская деятельность:

«Рассматривание, сравнение коры дерева»:
1. Рассмотреть какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, толстая, тонкая).
2. Понюхать кору.
3. Для чего нужна кора дереву?

«Рассматривание и сравнение семян деревьев»:
1. На что похожи семена?
2. От какого дерева эти семена?

Приложение 3.

Занятие «Деревья-наши друзья».

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, осиновая роща,

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева):
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную кору. Надежно защищает
она дерево в бору. Создают прохладу под деревом
листочки, Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись, Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)
- Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.

А это что за дерево?

Выходит второй ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая, Я в парке
сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится И медленно мне на ладошку ложится. Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды. Найду я
зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С.А. Васильева)

Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью...)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
желто-зеленый лист)
-А теперь к какому дереву мы подошли?

Выходит третий ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух. Над улицей несутся сотни белых мух».
(С.А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь- это городское дерево)
-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Выходит четвёртый ребенок:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?

1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
-2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
-Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна,размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получил ась!
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)

Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.
(С.А. Васильева)

Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(Дети: у березы)

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

А сейчас, отгадайте загадки:
3. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
4. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
5. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)

Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла» . Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
-До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.

— Дерево живое, как и мы, люди, — объясняла учительница, остановившись перед большой елью. — Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.

Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса.

— Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, — сказал один.

Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.

— Конечно, глупости, — засмеялся другой, — деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?

— А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, — поддержал друзей третий.

— Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, — закричал он через некоторое время.

Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать:

— Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.

Вдруг они все трое почувствовали, как что-то

вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.

— Ой, что это? — закричали ребята хором.

Ветви старого дуба зашелестели грозно:

— Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки?

Деревья в ответ испуганно зашумели.

— Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — сказала осинка.

— И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель.

— У меня забот и без мальчишек много, — объяснила рябинка, — мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.

— Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, — грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.

— Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, — зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. — К тому же Творец велел нам служить людям.

— Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, — уже мягче прошелестели ветви дуба.

— Так и быть, возьми их и научи уму разуму.

Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке.

Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им:

— За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето.

У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.

— Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик.

— Ты должен сделать это, — отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.

Потом береза обратилась к стволу и веткам:

— У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда — защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь.

— У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик.

— Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, — ответила береза и обратилась к листьям:

— Вы, листья, — лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.

— Я не хочу умирать осенью, это несправедливо,— я еще совсем маленький, — возразил третий мальчик.

— Кроме того, я не могу работать день и ночь.

— Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса — великан дуб — теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка и добавила, — а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же.

— Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? — услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба.

— Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.

А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре.

  • . Какой была березка? Чем она отличалась от других деревьев? Нарисуйте ее.
  • . Для чего служат дереву корни, ствол, ветви и листья?
  • . Какая часть дерева самую тяжелую работу выполняет?
  • . Раздайте детям карточки с изображением листьев разных деревьев. Дети по этим карточкам угадывают, каким деревьям принадлежат нарисованные листья, и рассказывают о жизни данного дерева.
  • . В какое дерево вы хотели бы превратиться и почему?
  • . Чему научила мальчиков эта история?
  • . Напишите сказку о том, как мальчики с лесом подружились.
В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные