Что должен уметь месячный ребенок. Развитие малыша до года по месяцам — что должен уметь ребенок в каждый месяц Что должны делать дети в 1 месяц

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.

Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

Психоэмоциональные достижения малыша

За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

  • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
  • Строить башню из кубиков.
  • Есть с ложечки, пить с кружки.
  • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
  • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
  • Знать свое имя, откликаться на него.
  • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
  • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».

Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

  • Понимает слова «нет» и «нельзя».
  • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
  • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
  • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.

Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

Развитие психомоторных навыков

Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

  • Проситься на горшок.

Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

  • Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
  • Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
  • Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
  • Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
  • Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.

Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

Время сна и особенности питания

К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

  • искупать в расслабляющей ванне;
  • сделать легкий массаж;
  • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.

Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

Характер и поведение ребенка в 1 годик

К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.

Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.

Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.

1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Социальные навыки

К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.

В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.

Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей , то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств , что и взрослому человеку.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Физическая активность

К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность . Они активно поворачивают голову. Во время кормления предпочитают помогать себе руками. Они хватаются за грудь мамы или бутылочку.

Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Речевые навыки

К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия , развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись .

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Родители должны знать, что нужно делать , чтобы ребенок хорошо развивался.

Распорядок дня

К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов . Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.

Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.

Физическое развитие

Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.

Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец . Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.

Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.

Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.

Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.

Развитие слуха

Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.

Стимулирование речевого аппарата

Это не столько работа для ребенка , сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:

  • взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
  • она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
  • надуть щеки и пофыркать;
  • вытянуть губы трубочкой.

Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца . Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления » - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа , и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.


Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Для новоиспеченных родителей появление малыша вызывает бурю эмоций, в которых смешаны счастье, радость, переживание и тревога о том, чтобы все сделать правильно. Это совершенно нормальные ощущения, не нужно стесняться или скрывать свои эмоции. Природные инстинкты, советы старшего поколения, рекомендации врачей в родильном доме и детской поликлинике, а также полезная литература поможет вам получить необходимые знания для того, чтобы вы смогли понимать желания ребенка и правильно за ним ухаживать.

Наша статья собрала самую полную и необходимую информацию для родителей, о том, что должен уметь ребенок в месяц, а также этапы развития девочек и мальчиков до 1 месяца.

Сантиметры и граммы

Сообщение для родственников и близких, о том, что у вас родился малыш, звучит примерно так: «Мальчик, 3500 г, 52 сантиметра». Килограммы веса и сантиметры роста - это самые важные первые показатели новорожденного, по которым детский врач неонатолог может оценить физическое состояние ребенка. Нормой для появившихся на свет являются:

  • Рост в приделах 45-56 см;
  • Вес 2500-4100 г;
  • Окружность головы 33,5-36 см;
  • Окружность груди 31,5-34 см.

Для того, чтобы контролировать развитие ребенка необходимо ежемесячно производить измерения роста, веса, окружности головы и груди. Всемирная организация здравоохранения и данные отечественных педиатров составили таблицы с показателями верхних и нижних границ важных замеряемых показателей грудничков после одного месяца жизни.

Что делать, если ребенок не соответствует значениям, приведенным в таблицах? Отставить панику! Нужно проанализировать пропорции отклонений. При минимальном отклонении одного показателя нет поводов для обращения к специалистам, при отклонении двух и более параметров рекомендуется пройти консультации и обследования.

На прибавку в росте и в весе малыша влияет его наследственность, питание ребенка, качества и условия его жизни. Если родители высокие, то велика вероятность того, что их малыш будет быстрее вытягиваться, рост может не соответствовать верхней границе усредненных показателей, а быть больше. Средний показатель прибавки роста за первый месяц жизни считается 3-3,5 см.

Набираем вес в первый месяц существования

На протяжении первой недели жизни малыш может потерять в граммах, потому как на свет ребенок появляется с дополнительным запасом жидкости, 10% от массы тела грудничка может уйти. Во время второй недели вся отечность уже сошла, и малыш начнет набирать по 15-30 граммов в день. Нормой считается прибавка в весе за первый месяц:

  • Для девочек 400-900 г;
  • Для мальчиков 400-1200 г;
  • Средний показатель 750 г.

Рефлексы и навыки ребенка в 1 месяц

После того, как малыш попадает в наш мир он кажется совершенно беспомощным, но это обманчивое мнение, природа снабдила его массой рефлексов, которые помогают окружающим понимать потребности ребенка. Врожденные рефлексы заложены на бессознательном уровне, часть из них пропадет со временем, часть трансформируется в приобретенные с опытом. Чихать, моргать, зевать — ваш малыш может с первых секунд жизни, и эти рефлексы сохранятся навсегда. Врачи педиатры выделяют семь основных рефлексов, которые проверяют у новорожденного:

  • Рефлекс Моро. После рождения малыша кладут на спину, ребенок рефлекторно разводит и сводит руки в сторону, вытягивает ноги.
  • Рефлекс «шагать». Ребенка поддерживают вертикально, и он начинает переставлять ножки.
  • Рефлекс Бабинского. Это еще один рефлекс, который проверяет врач-педиатр у только что рожденного. Проводят пальцем по ступне малыша, ступня поворачивается, а пальчики расходятся.
  • Сосательный рефлекс. Этот рефлекс заложен природой, но усовершенствуется со временем. Если соской провести по губам, то станут заметны сосательные движения. В первые дни жизни ребенок научиться сосать грудь.
  • Поисковый. Если малыша погладить по щеке, он машинально повернет голову в поисках соски и пищи.
  • Новорожденный будет совершенно одинаково сжимать пальцы если ему класть разные предметы на ладошку. Только к четырем месяцам малыш сможет контролировать хватательный рефлекс, благодаря приобретенным навыкам хватания.
  • Плавательный. Малыш, которого перевернули на живот начинает выбрасывать руки и ноги словно плывет.

Рефлексы заложены абсолютно всем малышам, но поведение у них может отличаться. Некоторые дети, которых кладут на живот могут лениво ждать, когда их поднимут или перевернут обратно, а другие очень активно начнут «плыть». Также у малышей может быть разный уровень развития сенсорно-двигательного аппарата. Зачастую, преждевременно появившиеся малыши ведут себя более беспокойно, хаотично машут руками и ногами, вздрагивают от малейшего шума. Есть груднички, которые с первых дней уверенно кладут руку в рот и их движения выглядят «осознанными». Правильная забота и уход помогут своевременно развиваться ребенку и исключат отставание развития.

Что видит, слышит и чувствует месячный ребенок?

Ваш малыш готов получать новую информацию через все свои органы. Но обманчиво думать, что уже в первый месяц он видит и слышит вас также, как вы его.

Зрение

С первых минут своей жизни малыши видят все в тумане, но постепенно глаза начинают адаптироваться к новому миру. Зрение новорожденного в 20 раз хуже, чем у взрослого. Оптимальное расстояние, на котором ребенок может что-то увидеть 25-30 см. Некоторые ученые считают, что щурить глаза при ярком свете, дети умеют еще в утробе матери. При рождении малыш действительно умеет различать свет и темноту, будет щуриться от яркого света.

Ошибочно считать, что ребенок пытается вас рассмотреть и проявляет особую заинтересованность. Неонатологи утверждают, что детям нравится «рассматривать» живые лица, а не предметы. Если говорить о цветах, то они должны быть контрастными, чтобы ребенок мог обратить на них внимание, черный и белый, красный и синий. Если вы возьмете яркую однотонную погремушку или игрушку, желательно овальной формы и будете двигать ее на небольшом расстоянии от глаз, то ребенок будет пытаться сфокусироваться на ней. За счет того, что глазные мышцы еще очень слабые, кажется, что у ребенка косоглазие.

Косоглазие в возрасте до 1 года не является медицинской проблемой, а тем более на первом месяце жизни. Мышцы, которые двигают глазное яблоко еще только развиваются. Если со зрением есть какие-то проблемы, то на плановом осмотре окулист это обязательно выявит.

Слух

Врачи, которые занимаются внутриутробным развитием ребенка утверждают, что слух закладывается с 15 по 20 неделю беременности, и уже на 16 неделе советуют маме и папе чаще говорить с животиком.

После рождения малыши могут отчетливо реагировать на звуки, поворачивают голову в сторону говорящего. Если будет доноситься раздражающие звуки или что-то повторяющееся, то ребенок отвернется от них. Самым сладким звуком, конечно же, для малыша будет голос его мамы, к которому он давно привык, ведь еще в мамином животе ее голос был его колыбельной.

Учеными доказано, что спокойная и мелодичная музыка позитивно влияет на грудничков, им она нравится больше рока и эстрадной музыки. Но слух на первом месяце еще размыт, находится в процессе формирования. Если включить музыку прямо перед малышом, он не сможет четко понять откуда он доноситься, не будет фокусироваться на нем.

Обоняние

Это чувство развивается лучше и раньше тех, что описаны выше. Именно по запаху, уже на третий день жизни, ребенок способен узнать свою маму. Самым приятным ароматом для младенца является запах материнской груди и ее молока.

Вкус

В первый месяц жизни вкусовые рецепторы только формируются, горькое и соленое груднички еще не научились распознавать. Сладкий вкус они узнают из грудного молока и даже успевают его полюбить. Если смочить губы ребеночка кипяченой водой, с добавлением глюкозы, малыш с удовольствием начнет сосать.

Осязание и тактильные ощущения

С первых минут жизни тактильный контакт занимает очень важную роль в жизни ребенка. Материнские прикосновения приносят ряд положительных ощущений для матери и дитя, а именно:

  • Способны успокоить ребенка, дать ощущение безопасности;
  • При контакте с малышом у женщины выделяются гормоны счастья — окситоцин, а также гормон, вырабатывающий молоко — пролактин;
  • У ребенка нормализуется температура тела;
  • На руках и возле материнской груди у ребенка уменьшается кортизол — гормон стресса.

Легкое поглаживание способно усыпить ребенка, а похлопывание либо растирание махровым полотенцем заставит его активничать и бодрствовать.

Сколько, как и когда должен спать одномесячный ребенок

Идеальным считается режим дня, в котором шесть кормлений через каждые 3 – 3,5 часа. Но добиться такого режима смогут далеко не все и не сразу. Первые две недели жизни малыш проводит 17-21 час во сне, перерывы и время бодрствования в этот период составляют не более 20 минут.

Со второй по четвертую неделю жизни младенец может спать от 16 до 18 часов, просыпаясь на интервалы до 60 минут.

Длительность ночного сна должна составлять 8-10 часов, это время включает в себя перерывы на смену подгузника и кормление. Днем ребенок должен спать 6-8 часов, длительность сна может варьироваться от 15 минут до 3 часов, просыпаясь 4-8 раз.

Главный посыл для мамочки — до полугода вы должны спать 1-2 раза днем вместе с малышом для того, чтобы поддерживать свое физическое и эмоциональнее состояние в норме.

Питание новорожденного до одного месяца

К тому как кормить, как правильно прикладывать к груди малыша маму будут готовить еще в роддоме. Вопрос питания один из самых важных в жизни ребенка. Идеально, если малыша будут кормить грудью и молока будет хватать, но возможно и замещение грудного молока смесями, а также совмещение смесей с молоком.

Кроме питания не забывайте следить за опорожнением. Грудничок может какать и 10 раз за день и один раз в 7 дней. Цвет опорожнения может быть светло-коричневый и даже темно-зеленый, главное, чтобы не было запоров и малыша не тревожил кишечник.

Лактация и кормление грудью

Лактация - это образование и выведение молока молочными железами. Молоко у матери может появиться не сразу. Нормальным считается приход молока на протяжении первых трех дней, матерям необходимо прикладывать ребенка к груди как можно чаще. Кормящим женщинам нужно придерживаться строгой диеты, чтобы молоко было питательным, вкусным и не вызывало проблем в желудочно-кишечном тракте, а также аллергических реакций.

Послеродовой стресс может повлиять на выработку окситоцина и пролактина, гормонов, отвечающих за лактацию. Оберегайте свой психо-эмоциональный фон.

  • Прикладывать ребенка к груди не реже 10 раз в день;
  • Следить, чтобы положение мамы и ребенка во время кормления было комфортным;
  • Меняйте грудь каждые 2 часа;
  • Не отнимайте грудь сразу после того, как ребенок заснул. Сосательный рефлекс поможет ему «доесть»;
  • Учитывайте, что количество молока в груди пропорционально спросу на него;
  • До 6 месяцев не нужно вводить никаких других прикормов.

Больше всего молока вырабатывается у женщин с 2ух до 5ти часов ночи, кормите ребенка и в ночной период.

Расчет смеси на один день

Если грудью кормить нет возможности, то необходимо подобрать смесь, которая подойдет вашему малышу. Не стоит покупать сразу большой объем смеси одной торговой марки. Нужно наблюдать за аппетитом, поведением малыша после приема еды для того, чтобы найти оптимальную смесь для него.

В первые дни жизни желудок ребенка имеет объем 10 мл, но постепенно увеличивается до 100 мл. Количество смеси необходимое на один день в среднем должно равняться пятой части веса ребенка. Если младенец весит 3500 г, то в день ему нужно 700 мл питания (3500/5 = 700).

Количество кормлений на протяжении суток составляет 7-10 раз. Рассчитайте сколько миллилитров смеси ребенок должен получить за одно кормление. Если ребенок весит 4000 г, то в сутки он должен кушать 4000 г/5 = 800 мл, если кормить его 8 раз в день, то одна порция составляет 100 мл.

Грудничкам на искусственном вскармливании необходимо давать воду! Количество воды должно соответствовать одной порции кормления. (в нашем примере одна порция составляет 100 мл)

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные