Дочерей левкиппа. Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа»

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».
Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа - Феба и Гилайера. Эти две сестры - одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия - Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя - Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».
Один спешенный, другой - на коне. Всадник - это Кастор, он укротитель коней. Спешенный - кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.
(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен.)
Место действия - не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) - около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде - неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут - вот тебе и на! - их грузят на лошадей и пытаются увезти.
Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)
Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление - да, но все не так уж и страшно!
За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.
(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.
Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.
Девушки на картине - золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.
И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена - это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом - и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.
Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня - в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.
Именно это - бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата - и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!
Сами братья - далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».
Все предыдущее касалось героев картины. А теперь - о самой картине.
Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).
Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия - смертельная схватка с двоюродными братьями?

И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

Лебедь Леды. - Кастор и Поллукс (Полидевк). - Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы. - Разделенное бессмертие.

Лебедь Леды

Леда, супруга спартанского царя Тиндарея, обратила на себя внимание Зевса. Не желая возбуждать ревности Геры, Зевс под видом лебедя слетал с вершины Олимпа на свидание с красавицей Ледой.

Этот поэтический миф вдохновлял многих художников. Сохранилось много античных статуй и камей с изображением этого мифологического сюжета.

Из позднейших художников Корреджо, Паоло Веронезе и Тинторетто писали картины на эту же тему, но венецианские художники не отличались особенной исторической точностью в своих мифологических картинах.

Так, например, Тинторетто изобразил Леду в комнате. Находя, вероятно, не особенно удобным держать такую большую птицу, как лебедь, на свободе в комнате, Леда как бы приказывает своим служанкам запереть лебедя-Зевса в клетку для кур, в которой находятся уже другие птицы, а маленькая собака Леды ожесточенно лает на лебедя.

Кастор и Поллукс (Полидевк)

Братья Диоскуры (в переводе с древнегреческого это значит - сыновья Зевса ) - Кастор и Поллукс (по-древнегречески имя Поллукса - Полидевк ), сыновья Леды, родились из яйца, поскольку Зевс общался с Ледой в виде птицы - лебедя. Сохранилось античное скульптурное изображение Леды, показывающей яйцо с двумя близнецами своему мужу Тиндарею, царю Спарты.

Братья Диоскуры были близнецами, но, согласно античным мифам, Кастор был сыном Леды и Тиндарея - смертного, хотя и царя, а Поллукс (Полидевк), как сын Зевса и Леды, пользовался привилегией божественного бессмертия. Впрочем, их обоих собирательно называют сыновьями Зевса - Диоскурами.

Оба брата Диоскура принимали участие и отличились в знаменитом походе . Диоскур Поллукс (Полидевк) победил в кулачном бою жестокого царя бебриков - Амика, и с тех пор Поллукс считался покровителем всех атлетов и борцов. Диоскур Кастор победил и усмирил диких коней. Братья Диоскуры также победили и разбили попадавшихся им на дороге морских разбойников.

Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы

Оба брата Диоскура, прельстившись красотой двух дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы, похитили их.

Но красавицы Гилаейра и Феба были уже невестами двух мессенских героев - Идаса и Линкея. Между соперниками завязалась жестокая борьба. Пораженный стрелою противника, Кастор упал, к нему на помощь поспешил Поллукс (Полидевк), а Зевс, видя неравную борьбу, поразил своими громовыми стрелами Идаса и Линкея - дерзких юношей, вздумавших тягаться с его сыновьями - Диоскурами.

Разделенное бессмертие

Диоскур Поллукс (Полидевк), видя, что его брат Кастор превратился в безжизненный труп, стал умолять Зевса возвратить Поллукса к жизни, но повелитель богов ответил, что может только предложить Поллуксу на выбор следующее: или разделять жилище богов и быть вечно бессмертным, или вместе с братом-близнецом Кастором проводить полгода в мрачном царстве бога Плутона (в ), а полгода на Олимпе.

Поллукс тотчас же выбрал последнее, не желая расставаться с братом. Тронутый такою нежною дружбой, Зевс превратил братьев Диоскуров в созвездие Близнецов. Диоскуры также считались в античности олицетворением вечерней и утренней звезды.

Многие античные храмы были посвящены Диоскурам. В честь Диоскуров были учреждены игры. Сохранилось много монет с их изображениями, статуй и резных камней. На одной весьма ценной камее изображены головы обоих близнецов Диоскуров; на лбу каждого Диоскура блестит звезда.

В Мюнхенской пинакотеке находится прекрасная картина Рубенса, изображающая похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Она очень известна по многим воспроизведениям.

Античная группа, считающаяся одним из лучших скульптурных произведений древних веков, изображает Кастора и Поллукса во весь рост: один из братьев Диоскуров держит два факела - один горящий, другой потухший, как бы намекая этим, что Диоскуры проводят полгода в царстве теней, а полгода среди богов Олимпа.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

На знаменитой картине Питера Пауэла Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа» запечатлен сюжет из древнегреческой мифологии: братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) похищают Фебу и Гилаиру - дочерей царя Мессении Левкиппа.
Феба была жрицей Афины, Гилаира же - Артемиды. Братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - появились на свет от прекрасной Леды. Для того чтобы соблазнить ее, Зевс однажды обратился в лебедя. Кастор был сыном Зевса, Полидевк - сыном царя Спарты Тиндарея. По преданию, браться Диоскуры жили недалеко от Спарты, в местечке Ферапна. Они совершили много и подвигов, и проделок. Вместе со своими кузенами, сыновьями царя Афарея, Кастор и Полидевк однажды украли в Аркадии стадо быков.

Но и этим не удовлетворились Диоскуры: они похитили еще и невест своих двоюродных братьев — дочерей царя Левкиппа.
На картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620 гг.) изображен кульминационный момент легендарного похищения. Загорелые и сильные, настоящие атлеты Кастор и Полидевк, одетые как для сражения, восседая на прекрасных и сильных скакунах, подхватывают прекрасных обнаженных дочерей Левкиппа.
На полотне Рубенса девушки выглядят растерянными. Они, как видно, не ожидали подобного оборота событий. Длинные рыжие волосы девушек искусно заплетены по моде фламандского барокко, причудливо украшены жемчугом. Но обнаженных руках сестер - инкрустированные драгоценными камнями золотые браслеты. Прекрасные лица дочерей Левкиппа полны отчаяния. Феба и Гилаира взывают к небу, моля богов защитить их. Однако мальчк-амур - шаловливый крылатый младенец - вьется рядом с дочерьми Левкиппа. Неудивительно, что Амур покровительствует Кастору и Полидевку. В древнегреческой мифологии он является признанным божеством фривольных приключений.
Насколько женственны и слабы Феба и Гилаира - настолько мужественны Кастор и Полидевк. Это противоречие мужского и женского - страсти и растерянности, непреклонной силы и слабого сопротивления - вступает в гармонию с единством прекрасного в изображении телесной и личностной красоты персонажей картины.
По легенде, братья дочерей Левкиппа - Идас и Линкей - пытались спасти своих сестер от жестоких Кастора и Полидевка. Вернуть девушек не удалось, однако один из похитителей, Кастор, был убит. Зевс, который был отцом другого брата, Полидевка, обещал ему, что тот сможет через день посещать Кастора в царстве мертвых. Вот что пишет об этом в своей поэме «Немейские песни» древнегреческий поэт-лирик Пиндар:

Переменною чередою
День они пребывают при Зевсе, милом отце,
И день — в полых недрах Ферапны.
Един их жребий,
Ибо это Полидевку милей,
Чем всецело быть ему богом и жить в небесах,
А Кастору мертвым лежать в бою.

В древнегреческой мифологии братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - стали символом крепкой братской дружбы. Их дружба символизирует жизнь и смерть, свет и тьму, ночь и день. Бывший при своей легендарной жизни отменным всадником Кастор в Древней Греции считался покровителем всадников. Искусный же в кулачном бою Полидевк покровительствовал тем, кто занимался этим искусством. А кроме этого, братьям Диоскурам приписывают изобретение военной пляски «пиррихи», некогда очень популярной в Спарте. Авторский материал:

" Похищение дочерей Левкиппа " -это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.Эта картина была написана в 1617-1618 году. Сейчас полотно хранится в Мюнхене в Старой пинакотеке.
Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела.

Полотно написано художником по мотивам мифологического сюжета. Все происходит в Спарте. Легенда гласит о братьях Диоскурах - сыновьях Зевса и Леды. Братьев звали Кастор и Поллукс. Именно они похитили дочерей царя Левкиппа - Гилаиру и Фебу.
Две сестры – невесты двух других братьев - Идаса и Линкея. Идас и Линкей – двоюродные братья Кастора и Поллукса.Одним словом,чтобы было понятнее.братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.

ПРИСМОТРИМСЯ К САМОЙ КАРТИНЕ.
Сильными, мускулистыми руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. В отчаянии и испуге дочери царя обращают взоры к небу, как бы ища у богов спасения.На шеях взвившихся коней повисли маленькие весёлые амуры. Все восемь фигур искусно вписаны в круг, который в свою очередь красиво расположен в пределах почти квадратного поля.

Кажущаяся запутанность группировки рассчитана на то, чтобы производить впечатление напряжённости ситуации, но в то же время построение обладает строжайшей логической продуманностью.
Клубок тел имеет три точки опоры, зафиксированные в упирающейся ноге коня, в месте упора правой ноги Диоскура и в точке опоры его левой ноги, которую как бы отталкивает рука Левкиппиды. Причём эти точки опоры расположены в разных удалениях от зрителя, тем самым как бы способствуя пространственной ориентации группы.

РАССМОТРИМ ГЕРОЕВ КАРТИНЫ.

Одетый в доспехи Кастор изображен верхом на черной лошади, символизирующей его быструю смерть.Он укротитель коней.
Полуобнаженный Поллукс,он кулачный боец, демонстрирует свой великолепно выписанный Рубенсом торс. Его смуглая кожа резко контрастирует с белой кожей дочерей Левкиппа.
Одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую- Феба.

Попытемся понять.Где всё это происходит? Судя по пейзажу на заднем плане,это открытая местность.Время кражи (судя по тени) – около полудня.
Сразу напрашивается вопрос.Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде?
Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что они испытывают. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании?
Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? И вдруг их грузят на лошадей и пытаются увезти.Девушки только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек.
На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть».

К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания. Девушки на картине – золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.
И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа.
Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте?
Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! . Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин.

Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

ДОСТОИНСТВА КАРТИНЫ И МАСТЕРСТВО ХУДОЖНИКА.

Живо ощущается необыкновенная увлечённость великого художника нахождением разнообразнейших ракурсов, раскрытием богатства пластических состояний человеческого тела, в чём он вряд ли может иметь многих соперников.
Движение в понимании Рубенса несёт в себе как эмоциональный порыв, так и ситуационный или сюжетный смысл. Но и в том и в другом случае оно, отталкиваясь от реальности, приобретает некую художественную условность, подчиняясь законам художественной организации форм на плоскости.

Рубенс стремился сообщить композиции декоративный характер, доставить наслаждение многообразной красотой линий и форм в их переплетении, взаимопроникновении и сопоставлении. Своих смелых и дерзких героев Рубенс наделил красотой здоровой молодости, ловкостью, силой и кипучей жаждой жизни.

Рецензии

В этой работе у меня сразу возникает вопрос: а это работа самого Рубенса? И совсем юмористический вопрос: бедолаги -ребята что же они будут делать с таким количеством добра? Зачем была необходимость помещать персонажи в такие позы -никто же не убегал, не сопротивлялся, присобачить лошадей впритык и все решать в одной плоскости. Известно, что Рубенс имел мастерскую исполнителей, сам лишь подавал идеи, после правил работы да ставил подписи. Похоже это одна из таковых: непродуманных, а попросту слабых

Возможно именно необычной композицией эта картина и интересна.Всё так запутанно,что сложно разобраться.Наверное художник увлёкся построением композиции,хотел изобрести новые решения.Думаю ему это удалось. От этого движения тел,просто дух захватывает.

Январь 18, 2014

«Похищение дочерей Левкиппа» излучает энергию, экспрессию, напор. Как отметил историк искусства Чарльз Шрибнер, в этой полной динамизма композиции „характерное драматическое напряжение, похоже, вот-вот вырвется за пределы картинного пространства”

Близнецы Кастор и Поллукс были рождены из яиц, которые высидела Леда после того, как Зевс «возлег» с ней, приняв образ лебедя.

Братья никогда не разлучались и прославились своей воинской доблестью. Они участвовали в походах аргонавтов, охотились на каледонского вепря, были покровителями римского Ордена справедливости. Влюбившись в дочерей Левкиппа, обрученных с другой парой близнецов, Кастор и Поллукс решают похитить девушек, чтобы жениться на красавицах самим.

Ни один из предшественников Рубенса не обращался к живописному воплощению сцены Похищения дочерей Левкиппа. Не исключено, что в процессе работы над этой картиной художник использовал предметы старины, в частности, вазы античных мастеров, которые были в его личной коллекции, — скорее всего, на одной из них мастер нашел изображение сходной, а может быть именно этой сцены.

Вполне возможно также, что источниками вдохновения для Рубенса могли послужить и известная скульптура «Похищение Сабинянок» Джованни да Болонья (1529 —1608), и конные статуи римского Квиринала, и рисунок Микеланджело «Леда и Лебедь», и античная скульптурная группа Лаокоона и многие другие работы.

Биограф Рубенса Роже де Пиль подчеркивал, что Рубенс был человеком выдающимся:

Хотя он был весьма привержен своему искусству, он всегда находил время для занятий изящной словесностью, а вернее, историей и латинскими поэтами, которых изучил в совершенстве и языком которых владел так же, как итальянским, о чем позволяют судить его рукописные рассуждения о живописи, в которых он приводит высказывания Вергилия и других поэтов по этому вопросу.

Вот почему не приходится удивляться богатству его мыслей, силе его изобретательности, учености и ясности замысла его аллегорических картин и тому, что он так умело развивал сюжеты, включая в них лишь то, что относится к делу. Будучи глубоко знаком с действием, какое он имел намерение изобразить, он мог продолжить и развить его, всегда соблюдая верность природе”

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные