Мытье головы технологическая последовательность процесса. Технология мытья головы

На первый взгляд, кажется, что в процессе мытья посуды нет абсолютно ничего сложного - с этим справится даже ребенок. На самом деле важно выбрать подходящее моющее средство, а еще необходимо соблюдать некоторую последовательность. Сегодня я расскажу, как правильно мыть посуду своими руками, чтобы она сияла чистотой.

Техника идеального мытья: 5 общих правил

Правильно мыть посуду несложно, если соблюдать пять основных правил. Рассмотрим все нюансы в таблице:

Изображение Правила

Правило 1. Убираем остатки пищи.

Прежде чем помыть посуду, нужно убрать крупные остатки пищи. Счистите их любым удобным предметом.

Если что-то крепко прилипло к поверхности, замочите тарелку в воде за 5 минут до мытья.


Правило 2. Соблюдаем порядок мытья посуды.

Рассортируйте всю грязную утварь: тарелки, чашки и столовые приборы удобно мыть по отдельности.


Правило 3. Очищаем все поверхности посуды.

Тарелки, например, необходимо мыть не только с лицевой стороны. Намыльте все поверхности, затем пройдитесь губкой по тарелке со всех сторон.


Правило 4. Очищаем крупную посуду.

Процесс мытья крупной утвари вручную занимает очень много времени, поэтому рекомендую приступать к их очистке в самую последнюю очередь.

Если на сковороде много жира или есть пригоревшие остатки пищи - предварительно замочите ее на 10 минут.

Правило 5. Эффективная сушка.

Чистые тарелки необходимо высушить. Есть два способа:

  1. Оставить посуду сушиться при комнатной температуре самостоятельно.
  2. Протереть каждый предмет сухим кухонным полотенцем (пример на фото).

Особенности очищения посуды

Мы выяснили, как мыть посуду качественно. Но нужно учесть еще несколько важных нюансов.

Из какого материала посуда?

Кухонную утварь изготавливают из самых различных материалов: стекло, чугун, алюминий и т. д. Все они обладают специфическими свойствами, поэтому нужно правильно выбирать средства очистки.

Инструкция, как помыть посуду из различных материалов:

Изображение Материалы

Хрусталь.

Столовый хрусталь можно ополаскивать прохладной водой и протирать мягкой поролоновой губкой.

Тереть хрустальные изделия металлической мочалкой и применять бытовую химию не рекомендуется.


Эмаль.

Эмалированная посуда легко трескается от сильного трения. Ни в коем случае не скоблите эмаль. Лучше использовать замачивание и мягкую губку.

Чугун.

Чугунные изделия можно мыть как холодной, так и теплой водой. Чугун абсолютно не привередлив к моющим средствам и легко переносит сильное трение.

После мытья чугун обязательно нужно прокалить с добавлением растительного масла.


Алюминий.

Очень мягкий материал. Лучше всего его очищать с помощью народных средств. После очистки алюминий обязательно нужно насухо вытирать.

Стекло.

Стеклянные тарелки и чашки можно мыть мыльной губкой в прохладной воде. Жаропрочное стекло - в горячей.

Цена посуды из термостойкого стекла значительно выше аналогов, но этот факт полностью компенсируется ее прочностью.

Альтернатива моющим средствам: 4 варианта

Мы привыкли ежедневно использовать бытовую химию для поддержания чистоты в доме. Но случаются ситуации, когда таких «помощников» нет под рукой.

Чем помыть посуду если нет средства для очистки:

Изображение Рекомендации

Средство 1. Горчичный порошок.

Горчица - отличная альтернатива дорогой бытовой химии:

  1. Натрите загрязненные поверхности порошком и оставьте на 10 минут.
  2. Остатки смойте водой.

Средство 2. Хозяйственное мыло.

Без моющего средства любое загрязнение можно очистить обыкновенным хозяйственным мылом.

Обработка рук. Важнейшим «инструментом» врача-стоматолога являются руки. Правильная и своевременная обработка рук является залогом безопасности медицинского персонала и пациентов. Поэтому большое значение придается мытью рук, систематической дезинфекции, уходу за руками, а также ношению перчаток, для защиты и предохранению кожи от инфекций.

Впервые обработка рук для профилактики инфицирования ран была использована английским хирургом J. Lister в 1867. Обработка рук проводилась раствором карболовой кислоты (фенола).

Микрофлора кожи рук представлена постоянными и временными (транзиторными) микроорганизмами. Постоянные микроорганизмы живут и размножаются на коже (эпидермальный стафилококк и др.), а транзиторные (золотистый стафилококк, эшерехия коли) являются результатом контакта с пациентом. Около 80-90% постоянных микроорганизмов находятся в поверхностных слоях кожи и 10-20% находится в глубоких слоях кожи (в сальных и потовых железах и волосяных фолликулах). Применение мыла в процессе мытья рук позволяет удалить большую часть транзиторной флоры. Удалить из глубоких слоев кожи постоянные микроорганизмы при обычном мытье рук невозможно.

При разработке программы инфекционного контроля в ЛПУ следует разработать четкие показания и алгоритмы обработки рук медперсонала, исходя из особенностей лечебно-диагностического процесса в подразделениях, специфики контингента больных и характерного микробного спектра подразделения.

Виды контактов в стационаре, ранжированные в соответствии с риском контаминации рук, следующие (по мере возрастания риска) :

1. Контакт с чистыми, продезинфицированными или простерилизованными объектами.

2. Объекты, не контактировавшие с пациентами (пища, медикаменты и т.п.).

3. Объекты, с которыми пациенты контактируют минимально (мебель и т.п.).

4. Объекты, которые были в тесном контакте с неинфицированными пациентами (постельное белье и др.).

5. Пациенты, не являющиеся источником инфекции, во время процедур, характеризующихся минимальным контактом (измерение пульса, артериального давления и т.п.).

6. Объекты, которые предположительно могут быть контаминированы, особенно увлажненные объекты.

7. Объекты, которые были в тесном контакте с пациентами, являющимися источниками инфекции (постельное белье и другое).

8. Любые секреты, экскреты или другие биологические жидкости организма неинфицированного больного.

9. Секреты, экскреты или другие жидкости организма от заведомо инфицированных пациентов.

10. Очаги инфекции.

1. Обычное мытье рук

Мытье рук умеренно загрязненных простым мылом и водой (антисептики не применяются). Целью обычного мытья рук является удаление грязи и снижение количества бактерий, находящихся на коже рук. Обычное мытье рук обязательно требуется перед приготовлением и раздачей пищи, перед едой, после посещения туалета, перед и после ухода за пациентом (мытье, приготовление постели и т.п.), во всех случаях, когда руки явно загрязнены.

Тщательное мытье рук с моющим средством удаляет с поверхности рук до 99% транзиторной микрофлоры. При этом очень важно соблюдать определенную технику мытья рук, поскольку специальными исследованиями показано, что при формальном мытье рук остаются загрязненными кончики пальцев и их внутренние поверхности. Правила обработки рук:

Снимаются с рук все украшения, часы, поскольку они затрудняют удаление микроорганизмов. Руки намыливаются, затем ополаскиваются теплой проточной водой и все повторяется заново. Считается, что при первом намыливании и ополаскивании теплой водой микробы смываются с кожи рук. Под воздействием теплой воды и самомассажа поры кожи открываются, поэтому при повторном намыливании и ополаскивании смываются микробы из раскрывшихся пор.

Теплая вода способствует более эффективному воздействию антисептика или мыла, в то время как горячая вода удаляет с поверхности рук защитный жировой слой. В связи с этим следует избегать употребления слишком горячей воды для мытья рук.

Последовательность движений при обработке рук должна соответствовать европейскому стандарту EN-1500:

1. Тереть одну ладонь о другую ладонь возвратно-поступательными движениями.

2. Правой ладонью растирать тыльную поверхность левой кисти, поменять руки.

3. Соединить пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой, тереть внутренние поверхности пальцев движениями вверх и вниз.

4. Соединить пальцы в "замок", тыльной стороной согнутых пальцев растирать ладонь другой руки.

5. Охватить основание большого пальца левой кисти между большим и указательным пальцами правой кисти, вращательное трение. Повторить на запястье. Поменять руки.

6. Круговым движением тереть ладонь левой кисти кончиками пальцев правой руки, поменять руки.

7. Каждое движение повторяется не менее 5 раз. Обработка рук осуществляется в течение 30 секунд - 1 минуты.

Для мытья рук наиболее предпочтительно применение жидкого мыла в дозаторах с флаконами однократного применения жидкое мыло «Нонсид» (фирма «Эрисан», Финляндия), «Ваза-софт» (фирма «Лизоформ СПб»). Не следует доливать мыло в частично опорожненный флакон дозатора из-за их возможной контаминации. Приемлемыми для ЛПУ можно считать, например, дозаторы Dispenso-pac фирмы «Эрисан», с герметичным дозировочным насосным устройством, предотвращающим возможное попадание микроорганизмов и замещающего воздуха в упаковку. Насосное устройство обеспечивает полное опорожнение упаковки.
Если используется мыло в кусках, нужно использовать их маленькие фрагменты, чтобы отдельные куски не оставались длительное время во влажной среде, поддерживающей рост микроорганизмов. Рекомендуется использовать мыльницы, которые позволяют мылу высыхать между отдельными эпизодами мытья рук. Руки нужно высушивать бумажным (в идеале) полотенцем, которым затем закрыть кран. При отсутствии бумажных полотенец могут быть использованы куски чистой ткани размером примерно 30 х 30 см для индивидуального пользования. После каждого использования такие полотенца следует сбрасывать в специально предназначенные для них контейнеры для отправки в прачечную. Электрические сушилки недостаточно эффективны, так как слишком медленно высушивают кожу.
Персонал следует предостерегать от ношения колец и использования лака для ногтей, поскольку кольца и потрескавшийся лак затрудняют удаление микроорганизмов. Маникюр (особенно манипуляции в области ногтевого ложа) может привести к микротравмам, которые легко инфицируются. Оборудование для мытья рук должно быть удобно расположено по всей территории больницы. В частности, оно должно быть установлено непосредственно в помещении, где проводятся диагностические или проникающие процедуры, а также в каждой палате или на выходе из нее.

2. Гигиеническая дезинфекция (антисептика) рук

Предназначена для прерывания процесса передачи инфекции через руки персонала учреждений от больного к больному и от больных к персоналу и должна проводиться в следующих случаях:

Перед выполнением инвазивных процедур; перед работой с особо восприимчивыми пациентами; перед и после манипуляций с ранами и катетерами; после контакта с выделениями больного;

Во всех случаях вероятной микробной контаминации от неодушевленных предметов;

До и после работы с пациентом. Правила обработки рук:

Гигиеническая обработка рук состоит из двух этапов : механической очистки рук (см. выше) и дезинфекции рук кожным антисептиком. После окончания этапа механической очистки (двукратное намыливание и ополаскивание) антисептик наносится на кисти рук в количестве не менее 3 мл. В случае гигиенической дезинфекции для мытья рук используются препараты, содержащие антисептические детергенты, а также руки дезинфицируются спиртами. При использовании антисептических мыл и детергентов руки увлажняются, после чего на кожу наносится 3 мл спиртсодержащего препарата (например, «Исосепт», «Спитадерм», «АХД-2000 специаль», «Лизанин», «Биотензид», «Манопронто») и тщательно втирается в кожу до полного высыхания (вытирать руки не следует). Если руки не были загрязнены (например, отсутствовал контакт с пациентом), то первый этап пропускается и можно сразу наносить антисептик. Каждое движение повторяется не менее 5 раз. Обработка рук осуществляется в течение 30 секунд - 1 минуты. Спиртовые рецептуры более эффективны, чем водные растворы антисептиков, однако в случаях сильного загрязнения рук их следует предварительно тщательно вымыть водой, жидким или антисептическим мылом. Спиртовые композиции особенно предпочтительны и в случае отсутствия адекватных условий для мытья рук или при отсутствии необходимого времени для мытья.

Для предупреждения нарушения целостности и эластичности кожи следует включать в антисептик смягчающие кожу добавки (1% глицерин, ланолин), если они уже не содержатся в коммерческих препаратах.

3. Хирургическая дезинфекция рук

Проводится при любых хирургических вмешательствах, сопровождающихся нарушением целостности кожных покровов пациента, для предотвращения заноса микроорганизмов в операционную рану и возникновения инфекционных послеоперационных осложнений. Хирургическая обработка рук состоит из трех этапов: механической очистки рук, дезинфекции рук кожным антисептиком, закрытии рук стерильными одноразовыми перчатками.

Подобная обработка рук проводится:

Перед оперативными вмешательствами;

Перед серьезными инвазивными процедурами (например, пункция крупных сосудов).

Правила обработки рук:

1. В отличие от вышеописанного способа механической очистки, на хирургическом уровне в обработку включаются предплечья, для промокания используются стерильные салфетки, а само мытье рук длится не менее 2 минут. После
высушивания дополнительно обрабатываются ногтевые ложа и околоногтевые валики одноразовыми стерильными деревянными палочками, смоченными в растворе антисептика. Щетки применять не обязательно. Если щетки все же применяются, то следует применять стерильные мягкие щетки однократного применения или способные выдержать автоклавирование, при этом пользоваться щетками следует только для обработки околоногтевых областей и только для первой обработки в течение рабочей смены.

2. После окончания этапа механической очистки на кисти рук наносится антисептик («Оллсепт про», «Спитадерм», «Стериллиум», «Октенидерм» и т.д.) порциями по 3 мл и, не допуская высыхания, втирается в кожу, строго соблюдая последовательность движений схемы EN-1500. Процедура нанесения кожного антисептика повторяется не менее двух раз, общий расход антисептика - 10 мл, общее время процедуры - 5 минут.

3. Стерильные перчатки надеваются только на сухие руки. При продолжительности работы в перчатках более 3 часов обработка повторяется со сменой перчаток.

4. После снятия перчаток руки вновь протираются салфеткой, смоченной кожным антисептиком, затем моются с мылом и увлажняются смягчающим кремом (табл.).

Таблица. Этапы хирургической дезинфекции рук

Для обработки рук применяют антисептики двух типов: водные, с добавлением поверхностно-активных веществ (ПАВ) и спиртовые (табл.).


Таблица. Антисептические средства используемые для гигиенической и хирургической обработки рук

Более эффективны спиртовые средства. Они могут использоваться для быстрой гигиенической обработки рук. К группе спиртосодержащих кожных антисептиков относятся:

0,5% спиртовой раствор хлоргексидина в 70% этиловом спирте;

60% раствор изопропанола или 70% раствор этилового спирта с добавками,

Смягчающими кожу рук (например, 0,5% глицерин);

Манопронто-экстра - комплекс изопропиловых спиртов (60%) со смягчающим кожу рук добавками и лимонной отдушкой;

Биотензид - 0,5% раствор хлоргексидина в комплексе спиртов (этилового и изопропилового, со смягчающими кожу рук добавками и лимонной отдушкой.

Антисептики на водной основе:

4% раствор хлоргексидина биглюконата;

Повидон-йодин (раствор, содержащий 0,75% йода).

Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы

Рис. 3-5. Помощь пациенту при приёме гигиенической ванны и во время мытья головы

I. Подготовка к процедуре

Наполнить ванну, измерить температуру воды (35-37 °С).

Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом сестре.

Помочь человеку встать в ванну, поддерживая его под локти.

Помочь ему удобно расположиться в ванне: воду наполняют до уровня мечевидного отростка; в ванне поставить подставку для упора ног.

Помощь в мытье оказывать только в случае необходимости.

II. Выполнение процедуры

Надеть фартук. Вымыть голову пациента:

Сложить пелёнку в несколько слоёв и попросить пациента прикрыть глаза;

Смочить волосы, поливая их водой из ковша;

Нанести немного шампуня на волосы;

Мыть голову обеими руками, бережно массируя, пока волосы не будут полностью намылены;

Смыть мыльную пену водой, используя ковш. Если пациент просит, мытьё повторить;

Вытереть волосы.

Помочь пациенту, если он нуждается, вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя махровую варежку и душ.

Помочь пациенту встать на ноги в ванне (при необходимости оказать помощь вдвоём).

III. Завершение процедуры

Накрыть плечи человека полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоём).

Помочь ему причесаться, надеть одежду и обувь.

Снять фартук, выбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.

Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы (рис. 3-6)

Рис. 3-6. Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы

Оснащение: непромокаемый фартук, махровая варежка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пелёнка, расчёска.

I. Подготовка к процедуре

Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие.

Поставить в ванну специальное сиденье.

Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом медицинской сестре.

Помочь пациенту встать в ванну, затем сесть на сиденье, поддерживая его сзади под локти.

Помощь оказать в случае необходимости.

II. Выполнение процедуры

Надеть фартук:

Сложить пелёнку в несколько слоёв и попросить пациента прикрыть ею глаза;

Смочить волосы, поливая их водой из душа;

Нанести немного шампуня;

Мыть голову обеими руками, бережно массируя голову, пока волосы не будут полностью намылены;

Смыть водой мыльную пену. Если пациент просит, повторить процедуру;

Убрать пелёнку, закрывающую глаза;

Вытереть волосы.

Помочь пациенту, если он нуждается, последовательно вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя махровую «варежку».

Помочь пациенту встать с сидения (при необходимости оказать помощь вдвоём).

III. Завершение процедуры

Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоём).

Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.

Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.

Снять фартук и сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.

Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

Частичное мытьё

Данным способом можно мыть пациента, находящегося как на каталке, так и в постели.

В связи с отсутствием механических средств перемещения (подъёмников), позволяющих мыть в ванной пациентов, утративших способность передвигаться, этот способ позволяет без особых физических усилий вымыть пациента.

Частичная санитарная обработка (рис. 3-7)

Рис. 3-7. Частичная санитарная обработка

Оснащение: ёмкость с тёплой водой, кувшин для полоскания волос, полотенце - 3 шт., махровая мочалка - 2 шт., простыня, перчатки, мыло, подкладное судно, клеёнка, чистое бельё, шампунь, расчёска, мешок для мусора, мешок для грязного белья. I. Подготовка к процедуре

Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие (если это возможно).

Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (или до максимально низкого уровня, если пациент не может лежать горизонтально). Опустить боковой поручень.

Переместить его к краю кровати, где стоите вы.

Снять одеяло, свернуть его и поместить на спинку кровати, укрыть пациента простынёй.

Снять с него нижнее бельё под простынёй.

Развернуть полотенце и положить его поперёк груди пациента.

Поднять боковой поручень. Подготовить ёмкость с тёплой водой. Убедиться, что вода комфортной температуры, проверив её запястьем.

Смочить махровую ткань и приготовить из неё рукавичку для мытья (рис. 3-8):

Рис. 3-8. Изготовление рукавички из пелёнки

Взять её в руку так, чтобы одна часть обернула кисть, второй рукой натянуть другую часть ткани;

Обернуть пелёнку вокруг своей кисти и придерживать большим пальцем;

Сложить ткань вдвое на уровне кисти и заправить её под складку на ладони.

II. Выполнение процедуры

Махровой рукавичкой (без мыла!) промыть веки одного глаза пациента (от внутреннего угла к наружному). Вытереть веки насухо. Другой стороной рукавички вымыть веки другого глаза. Вытереть их насухо (рис. 3-9).

Вымыть с мылом, ополоснуть и вытереть насухо шею и ушные раковины. Мылом следует пользоваться умеренно.

Убедиться, что кожа за ушами вытерта насухо. Откинуть простыню, которой укрыт пациент. Положить полотенце под одну руку, вымыть, ополоснуть и вытереть насухо предплечье, плечо и подмышечную впадину. Для вытирания использовать лежащее под рукой полотенце. Во время мытья и вытирания поддерживайте руку в области суставов (рис. 3-10).

Рис. 3-9. Мытьё век

Вымыть, ополоснуть и вытереть кисть пациента, если возможно, опустить её в ёмкость с водой: положить клеёнку (впитывающую пелёнку) на постель, поставить ёмкость с водой и опустить кисть (рис. 3-11). Убрать полотенце из-под руки пациента. Укрыть руку простынёй.

Рис. 3-10. Мытьё руки

Рис. 3-11. Мытьё кисти

Откинуть простыню с другой руки пациента. Положить под неё полотенце.

Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо предплечье, плечо и подмышечную область и кисть. Убрать полотенце из-под руки пациента и укрыть её простыней. Положить полотенце на грудь и живот пациента поверх простыни.

Извлечь простыню из-под полотенца, сворачивая в рулон по направлению к ногам.

Рис. 3-12. Мытьё грудной клетки

Рис. 3-13. Смена воды

Откинуть полотенце, обнажив ту часть грудной клетки, которая наиболее удалена от вас. Вымыть её, ополоснуть и вытереть насухо (рис. 3-12).

У женщин: осмотреть складки кожи под грудью.

Укрыть эту часть грудной клетки полотенцем.

Откинуть полотенце, обнажив часть грудной клетки, которая ближе к вам.

Вымыть её, ополоснуть и вытереть насухо. Укрыть полотенцем.

Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо живот пациента так же, как при мытье грудной клетки. Прикрыть грудную клетку и живот простынёй и убрать полотенце.

Проверить температуру воды. Если появилась необходимость, сменить воду (рис. 3-13):

Поднять боковой поручень (если он есть);

Вылить воду и ополоснуть ёмкость для воды;

Наполнить чистой водой;

Проверить её температуру;

Вернуться к кровати и опустить боковой поручень.

Откинуть простыню с ноги пациента, которая находится с другой стороны от вас. Положить полотенце под неё. Вымыть ногу и стопу (рис. 3-14). Если возможно, опустить её в ёмкость с водой: сдвинуть полотенце, положить на кровать клеёнку (впитывающую пелёнку), поставить ёмкость с водой, попросить пациента согнуть ногу в колене и поставить стопу в воду:

Вымыть и ополоснуть ногу, помочь пациенту извлечь её из воды и поставить на полотенце;

Отставить в сторону ёмкость с водой;

Вытереть стопу насухо, убедиться, что кожа между пальцами сухая.

Рис. 3-14. Мытьё ног

Накрыть вымытую ногу простынёй, убрать полотенце. Откинуть простыню с ноги пациента, которая находится с вашей стороны. Положить под неё полотенце. Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо ногу и стопу. Накрыть ногу простынёй, убрать полотенце.

Помочь пациенту повернуться на бок спиной к вам.

Положить полотенце (поверх простыни) вдоль спины и ягодиц пациента.

Укрыть (грудную клетку, руки, ноги) простынёй.

Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо шею, спину и ягодицы пациента (рис. 13-15). Осмотреть кожу.

Рис. 3-15. Мытьё задней поверхности туловища

Расстелить под ягодицами впитывающую материю (клеёнку и пелёнку) и/или подставить судно и повернуть пациента на спину.

Вылить воду, ополоснуть ёмкость, налить чистую воду, убедиться, что она комфортной температуры.

Если пациент может самостоятельно вымыть промежность, предложить ему это сделать. Оставить его одного, а в противном случае сделать это за него.

Подготовка к уходу за промежностью:

Прикрыть область промежности женщины (рис. 3-16).

Укрыть женщину простынёй так, чтобы один угол был на груди, другой - над промежностью, два - прикрывали туловище и конечности;

Помочь женщине согнуть ноги в коленях и расставить их;

Рис. 3-16. Подготовка к мытью промежности у женщин

Обернуть простынёй стопу (под стопу, вокруг и поверх неё) и заправить;

Надеть перчатки;

Сделать из махровой ткани «рукавичку»;

Намылить её.

Уход за промежностью женщины (рис. 3-17):

Рис. 3-17. Мытьё промежности женщин

Вымыть промежность в следующей последовательности:

■ одной рукой раздвинуть половые губы и вымыть одну половую губу, затем другим участком рукавички - вторую. Движения рукавички - в направлении от лобка к анальному отверстию; другой частью рукавички промыть поверхность между половыми губами - в направлении от лобка к анальному отверстию;

Ополоснуть рукавичку в воде; ополоснуть промежность пациентки в той же последовательности, как и мытьё;

Вытереть насухо промежность в той же очередности, меняя поверхность «рукавички»;

Вымыть, ополоснуть и тщательно осушить область анального отверстия в направлении от гениталий к заднепроходному отверстию, меняя поверхность рукавички при каждом движении.

Уход за промежностью мужчины

Подготовка к уходу такая же, как у женщин.

Далее - взять одной рукой половой член, оттянуть крайнюю плоть (если мужчине не было сделано обрезание), вымыть головку полового члена круговыми движениями намыленной рукавичкой в направлении от мочеиспускательного канала к периферии:

Смыть мыло с рукавички, прополоскать её; ополоснуть и насухо промокнуть головку полового члена в той же последовательности, в которой проводилось мытьё; вернуть крайнюю плоть в естественное положение;

Вымыть, ополоснуть и насухо вытереть остальную часть полового члена по направлению к лобку (рис. 3-18);

Рис. 3-18. Мытьё полового члена

Помочь пациенту согнуть ноги в коленях и раздвинуть их;

Тщательно вымыть, ополоснуть и промокнуть насухо кожу мошонки (рис. 3-19).

Помочь пациенту повернуться на бок и вымыть, ополоснуть и насухо вытереть область анального отверстия (рис. 3-20).

Рис. 3-19. Мытьё мошонки

Рис. 3-20. Мытьё анального отверстия

Снять перчатки и сбросить их в мешок для мусора или в ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Сменить нижнюю простыню (при необходимости), если не предполагается мытьё головы.

Вылить воду, ополоснуть ёмкость (если она не индивидуальная, продезинфицировать её).

Вымыть руки.

Мытьё головы:

Расчесать волосы;

Поставить в изголовье кровати с той стороны, где вы работаете, стул; пустую ёмкость для воды поставить на стул;

Наполнить другую тару тёплой водой; убедиться, что она комфортной температуры, поставить её на тумбочку рядом с кроватью;

Подстелить под голову и плечи пациента клеёнку, опустить конец её в пустую ёмкость, стоящую на стуле; по краю клеёнки, вокруг головы, положить свёрнутое валиком полотенце (рис. 3-21);

На глаза пациента положить небольшую пелёнку (махровое полотенце);

Наполнить кувшин водой и смочить волосы;

Нанести немного шампуня и обеими руками вымыть волосы, бережно массируя кожу головы;

Налить в кувшин воду и смыть весь шампунь (если пациент попросит, вымойте его волосы шампунем ещё раз);

Развернуть чистое сухое полотенце, бережно поднять голову и вытереть волосы насухо; если пациенту холодно, оберните голову полотенцем;

Рис. 3-21. Мытьё головы в постели

Клеёнку, полотенце, лежащее под головой, положить в непромокаемый мешок;

Сменить нижнюю простыню (при необходимости), используя принятые методики;

Расчесать волосы пациента;

Вымыть руки.

Описанный способ частичной санитарной обработки используют не только в лечебном отделении, но и в домашних условиях при мытье тяжелобольного.

1. Волосы тщательно смочить водой.

2. Необходимое количество шампуня налить в ладонь для более удобного его распределения на волосах, а также для согревания.

3. Шампунь равномерно распределить на волосах, начиная от корней.

4. Шампунь вспенить на волосах круговыми движениями, при этом подушечки пальцев должны продвигаться от краевой линии роста волос к высшей точке головы.

5. Шампунь смыть, а затем нанести второй раз.

Гигиеническое мытье волос выполняется два раза.

Заключительные работы

На заключительном этапе мытья головы необходимо:

· провести реакцию нейтрализации на волосах;

· вытереть волосы легкими промокающими движениями;

· расчесать волосы, начиная с концов;

· предложить дополнительные услуги (сушку, укладку, стрижку и т.д.);

· снять парикмахерское белье.

Препараты для улучшения структуры волос

Для улучшения структуры волос используются следующие препараты: бальзамы-ополаскиватели, ополаскиватели, кондиционеры, бальзамы.

Бальзамы-ополаскиватели в виде жидкости, крема или мыла включают в себя вещества, компенсирующие потерю естественной смазки волос, смягчают волосы, снимают наэлектризованность и придают им блеск. Существуют специальные добавки, позволяющие нейтрализовать последствия химических воздействий на волосы при окраске или завивке.

Кислотные ополаскиватели применяются для восстановления уровня рН и удаления мыльного осадка с волос. Жирные кислоты, входящие в состав мыла, соединяются с неорганическими веществами, находящимися в воде, и образуют мыльный осадок, который нельзя смыть водой. В результате волосы теряют блеск и очень трудно расчесы­ваются.

В настоящее время волосы моют при помощи шампуней, а не мыла, поэтому кислотные ополаскиватели практически не используются.

Ополаскиватели со сбалансированной кислотностью предназначены для закрепления цвета после применения красителей. Они облегчают проникновение молекул краски в кутикулу, что предотвращает потускнение волос. Чаще всего в состав таких ополаскивателей входят лимонная кислота и увлажняющие средства, делающие волосы мягкими и эластичными.

Лечебные ополаскиватели уменьшают количество перхоти, улучшают внешней вид волос и обеспечивают их легкое расчесывание.

Кондиционеры (жидкие и кремообразные) применяются для облегчения расчесывания волос и придания им блеска. Однако очень часто пользоваться этими средствами не рекомендуется, так как они накапливаются в волосах, делая их тяжелыми и жирными. Это вынуждает чаще мыть голову, в результате чего происходит дальнейшее повреждение волос.

Бальзамы не только стабилизируют уровень рН волос, но и сглаживают верхний слой (кутикулу) волоса, которая вздувается и лопается, когда на нее попадает щелочь (жесткая вода, шампунь, краска или состав для перманента). Сглаживая внешний слой, бальзам помогает сделать каждый волос более легко поддающимся обработке и не пропускает внутрь вредные вещества. Кутикула также помогает предохранить каждый волос от испарения воды, являющегося ос­новной причиной сухости и ломкости волос.

Большинство бальзамов необходимо смывать теплой водой, после чего надо тщательно вытереть волосы полотен­цем легкими движениями.

Массаж улучшает кровообращение, укрепляет корни волос, размягчает кожу головы, способствуя лучшему проникновению биологически активных веществ, находящихся в лечебной эмульсии. Кроме того, массаж улучшает работу сальных желез, препятствуя появлению себорейных явлений.

Массаж выполняется только на чистых влажных волосах с обязательным применением лечебно-профилактических препаратов.

В настоящее время все фирмы, производящие профессиональную парфюмерию, выпускают серии препаратов по уходу за волосами, а также препараты для их интенсивного лечения. Чтобы использовать эти препараты, необходимы специальные знания. Поэтому познакомимся с самым простым и доступным препаратом «Лондестраль». Его вы­пускает немецкая фирма «Лонда» в виде эмульсии и интенсива.

Лондестраль-эмульсия выпускается в литровой упаковке и предназначена для лечения всех видов волос. Лондестраль-интенсив обычно выпускается в тюбиках по 100г и предназначен для лечения определенного типа волос.

Перед нанесением эмульсии на волосы ее необходимо развести водой в соотношении 1:1 (20г эмульсии и 20г теплой воды). Интенсив перед нанесением не разводят, используя при этом на одну процедуру от 30 до 50г препарата.

Лондестраль наносят кисточкой по проборам, начиная с затылочной зоны. Если волосы длинные, удобнее наносить препарат по горизонтальным проборам, а если короткие, - по вертикальным. Затем выполняют массаж, выдерживая состав на волосах в течение 30 мин, после чего его смывают теплой водой без шампуня.

Массаж выполняется в одном и том же темпе круговыми, толкательными и поглаживающими движениями.

Все движения выполняют по часовой стрелке.

Показания к массажу: плохая работа сальных желез, гипотония (пониженное давление). Массаж является также средством профилактики выпадения волос.

Противопоказания: наличие кожных заболеваний, сильное выпадение волос, гипертония (повышенное давление) нервные заболевания и травмы головы.

Курс массажа состоит из 15 - 20 сеансов, которые проводят через день или два раза в неделю.

Технология массажа головы включает в себя следующие движения.

1. Прерывистое разминание в области надбровных дуг (рис. 3, а). Производят восемь легких нажимов в направле­нии от переносицы к височным впадинам большим и указательным пальцами. Повторяют три раза.

2. Непрерывное спиралеобразное растирание височной области и позади нее, которое заканчивают растиранием сосцевидного отростка (рис. 3, б). Работают четыре пальца. Повторяют три раза.

3. Прерывистое поглаживание лобной мышцы (рис. 3, в). Выполняют по четыре движения двумя пальцами от бровей к линии роста волос на лбу, от переносицы к середине бровей, от наружного угла глаза к завитку ушной раковины; заканчивают разминанием области под мочкой ушных раковин. Повторяют три раза.

4. Вертикальное поглаживание лобной и височной мышц (рис. 3, г). Выполняют тремя пальцами от надбровных дуг к линии роста волос на лбу двумя руками попеременно: от середины лба сначала в правую, а затем в левую сторону, и обратно. Выполнив три раза такое поглаживание, в четвертый раз его продолжают от середины лба до височных впа­дин, где производят легкий нажим.

5. Волнообразное продольное поглаживание лобной мышцы (рис. 3, д). Выполняют тремя пальцами - сначала правой рукой от правой височной впадины к левому виску и обратно, а затем левой рукой от левой височной впадины к правому виску и обратно. Повторяют три раза.

6. Растирание лобных и височных мышц (рис. 3, е). Выполняют двумя руками одновременно от височных впадин к центру лба по линии роста волос продольными, поперечными и круговыми движениями. Повторяют три раза.

7. Поверхностное растирание корней волос волосистой части головы (рис. 3, ж). Производят по восьми радиальным проборам от краевой линии роста волос к наивысшей точке головы. Правую половину головы массируют правой рукой, а левую - левой. При этом свободная рука поддерживает голову. Выполняют один раз.

8. Глубокое растирание кожи головы (рис. 3, з). Широко расставленные пальцы обеих рук располагают над ушными раковинами. Движением пальцев кожу головы сначала смещают к средней линии, а затем обратно, т.е. проводят растирание в противоположных направлениях. Такие же движения пальцев обоих рук производят ото лба и нижней части головы к затылку. Повторяют три раза.

9. Круговое разминание затылочной мышцы (рис. 3, и). Выполняется в точках, показанных на рисунке. Движения кожи производят по часовой стрелке и обратно большими пальцами двух рук одновременно. Повторяют три раза.

10. Поверхностное круговое разминание кожи головы (рис. 3, к). Последовательно запястьем, пястьем и конце­выми фалангами четырех пальцев производят круговые движения кожи по восьми радиальным проборам. С правой сто­роны - правой рукой, с левой - левой. Свободная рука при этом поддерживает голову. Выполняют один раз.

11. Легкая вибрация кожи головы (рис. 3, л). Производится так же, как в п. 10, только одной рукой. Выполняют один раз.

12. Поглаживание кожи головы широко расставленными пальцами обеих рук (рис. 3, м). Движения производят ото лба к затылку через макушку. Повторяют три раза.

Рис. 3. Схема массажа головы

Все мы прекрасно знаем, что руки принято мыть после улицы, туалета, перед едой и иногда после приема пищи. Но малыши не всегда могут правильно сориентироваться с гигиеническими принадлежностями, расположенными возле раковин – именно поэтому для детей составляется подробный алгоритм мытья рук в детском саду в картинках. Педагог должен постараться сделать все, чтобы информация была донесена до воспитанников в полной мере и доходчиво. Расскажем, как это сделать.

Говорим о пользе мытья рук

Чтобы дети охотнее запоминали алгоритм действий во время гигиенических процедур, им стоит рассказать о пользе этого процесса. Да и взрослым не мешало бы знать об опасности, которую может принести забывчивость в этом плане. И так, с грязными руками мы имеем:

Казалось бы, что может быть проще, чем помыть руки. Но ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее. Важно помнить о том, что стенд с картинками о мытье рук нужно расположить на уровне детских глаз или чуть выше. Не нужно вешать алгоритм высоко (как - для родителей) или незаметно. Идеальный вариант – прямо над раковинами, предназначенными для малышей.

Картинки распечатывайте крупно или нарисуйте их самостоятельно, а потом проговорите с ребятами, что они видят. Даже можно сыграть в игру, правильно положив имеющиеся картинки в нужной последовательности. Кроме самого процесса, детям стоит усвоить сопутствующие слова: мыло, пена, вымыть, насухо, мыльница, кран, скользко, мокро, микробы и прочие. И так, к алгоритму:

Закатать рукава, чтобы их не намочить.
Открыть кран с водой.
Взять мыло.
Намылить руки.
Смыть пену с рук.
Закрыть кран с водой.
Отжать руки.
Вытереться полотенцем.
Опустить рукава обратно.

Конечно, первые пробные манипуляции у раковины стоит проводить всем вместе, даже можете предложить детям потренироваться на куклах. Еще один важный момент – пояснение, проводимое тремя способами: словесно, наглядно и практически. Их нужно презентовать постепенно, один за другим. То есть сначала рассказываете (в форме игры, шуток, кукол), потом показываете на примере, а уже после идете все вместе мыть ручки.

Дополнительные знания

Рассказав и показав, как правильно мыть руки, не забудьте упомянуть и о пояснить возникающие ситуации:

  1. Отжимать воду с рук нужно для того, чтобы не намочить пол. Иначе кто-нибудь может поскользнуться и упасть.
  2. Полотенце нужно вешать в расправленном виде, не комкать его – так оно быстрее высохнет до следующего прихода малыша. А петелька посерединке нам нужна для того, чтобы полотенце не упало на пол.
  3. Напор воды в кране нужно делать средним или слабым, чтобы не забрызгать пол и одежду.
  4. Мыло обязательно нужно класть обратно в мыльницу, а не оставлять его в раковине, иначе оно станет слишком мягким и быстро испортится.
  5. Смывать пену стоит очень тщательно, чтобы она потом случайно не попала в глазки или ротик. Мыло очень щиплет глазки.

Алгоритм мытья рук в детском саду в картинках помогает малышам ориентироваться, привыкать к чистоте и служит украшением туалетной комнаты. Детская гигиена в целом во многом важнее взрослой, поскольку у малышей только-только формируется , вырабатываются привычки все-таки не брать руки или игрушки в рот. Педагог ответственен за то, чтобы воспитанники в стенах детского сада всегда имели доступ к раковине с мылом и полотенцу.

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные