Современные проблемы науки и образования. Семейная социализация Социализация и воспитание личности в рамках семьи

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности»

Подготовила учитель

Сидярто Л.А.

Санкт - Петербург

  1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….. 2
  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ……………….. 6
  1. СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ………… 13
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………… 18
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………. 19

ВВЕДЕНИЕ

Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса.

Социализация – термин, используемый социологами для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению.

Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я». Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности. Ценности и нормы являются регуляторами человеческого поведения. Ценности – это такие духовные и материальные блага, которые тому или иному человеку представляются значительными и желательными для получения, сохранения и реализации. Стремление к ним формируют у индивида ценностные ориентации, которые детерминируют их деятельность.

Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права).

Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально – экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д.

Все сказанное можно представить в виде схемы:

Социализация личности

I фаза II фаза

Социализацию нельзя сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально – контролируемых и направленно – организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. Непременным условием социализации является самоактуализация личности, её активная работа. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.

Стадии социализации.

Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.

  1. Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
  2. Средний – обучение в школе.
  3. Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя).

Можно ещё выделить этап после трудовой социализации, когда человек обретает новый статус неработающего человека.

В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап. Феномен феральных людей подтверждает это. Дети, выросшие в сообществе животных, и затем возвращенные в общество, не могут овладеть речью, научиться абстрактно мыслить, стать полноценными людьми. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Социализация и структура личности.

Рассмотрим структуру личности. Структура сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической, социальной и духовной структур личности, изучаемых соответственно различными науками. Основанием является биологическая структура. В аспекте деформации биологическая структура личности не может не учитываться, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимоотношения между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. А если речь идет о ребенке с деформацией биологической структуры, то нередко это сопровождается и деформациями других структур его личности.

С социальной структурой личности тесно связано её психологическая структура, включающая совокупность эмоций, волевые устремления, память, внимание, мышление. В случаях разного рода нарушений высших психических функций человека может искажаться и социальная структура личности. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. При определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – её социальное качество. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, формирующих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры является её деятельность, понимаемая как самостоятельная деятельность и как взаимодействие с другими людьми.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех её проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов: института брака, семьи, власти, образования, здравоохранения и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в социализации личности, но центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализации индивида, закладывается основа его формирования как личности. Семья обеспечивает социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д.

Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Этот эксперимент не получил широкого распространения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее первичных групп, о личности всегда остается привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Динамика социальных процессов, социально – экономический кризис в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести их к частичной дезорганизации. Так, если с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т.д. ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, то дезорганизация функций выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что ведет к росту отклонений в поведении членов этих социальных групп. Если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях, то возникают трудности с социализацией. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями отца и матери, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Другими словами, в некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны семьи (как социальной группы), слабость процесса его социализации (включение человека в систему ценностей и норм поведения, характерно для общества в целом) могут привести к усилению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. К таким группам относятся некоторые группы подростков, следующих антисоциальным нормам поведения, группировки воров – рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общества (семья, группа сверстников, профессиональных групп, общности по месту жительства и т.д.). Подытожив выше изложенное, можно выделить следующие социальные причины дезорганизации личности:

  1. участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения;
  2. участие индивида в дезорганизованных социальных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, то есть социальных требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

Такого рода явления связаны с ослаблением социально – психологического эффекта обязанности, который служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания, направленного против тенденций, ведущих к разрушению общности. В этих условиях нормальные социальные группы не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд их существенных функций, то есть снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и принадлежности к группе, предоставить упорядоченною систему ступеней социального престижа и признания.

Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единства их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства (интегрированности) социальной группы растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы, и, наоборот, рост числа отклонений в поведении свидетельствует об ослаблении интегрированности социальной группы.

Девиантное (отклоняющееся) поведение.

СФЕРА ПОЗИТИВНЫХ, ОДОБРЯЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

ТАЛАНТЫ ГЕНИИ

_____________________________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ,

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ (ГРУППЫ) ПРАВИЛА, ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИТУАЦИИ.

_____________________________________________________________________

САМОУБИЙСТВО ПРЕСТУПНОЕ ПРОСТИТУЦИЯ

ПОВЕДЕНИЕ

АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ

СФЕРА НЕГАТИВНЫХ, ОСУЖДАЕМЫХ ОБЩЕСТВОМ ИЛИ ГРУППОЙ, ОТКЛОНЕНИЙ

_____________________________________________________________________

Теперь необходимо сказать об отклонениях в поведении. Отклоняющееся или девиантное поведение значит не соответствующее общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, новаторы, убийцы и т.д. - все это люди с отклонениями от общепринятых норм, или, как их ещё называют, девианты.

Индивид может иметь:

  1. отклонения в социальном поведении;
  2. отклонения в личностной организации;
  3. отклонения и в социальной сфере, и в личностной организации (случаи отклонения от культурных норм, совершаемые личностью с психическими отклонениями: неврозами, психозами, параноидальными состояниями и др.)

Анализ данных обследования

семей учащихся специальной (коррекционной) школы № 676

для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии

Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга.

Цель: проверка утверждения, что рост числа отклонений в поведении членов социальной группы свидетельствует об ослаблении интегрированности семьи как социальной группы.

  1. Для обследования выбраны учащиеся 7 – 10 классов (54 человека). Процесс социализации в дотрудовом возрасте у них подходит к концу. Дети имеют определенный социальный опыт, разнообразные социальные контакты. Через некоторое время они вступят во взрослую жизнь.
  2. Антисоциальными считались семьи, в которых родители тунеядцы, алкоголики, бытовые пьяницы, сексуально распущенные и лица с криминальным прошлым.
  3. За девиантное поведение принималось только негативное, осуждаемое обществом 1 и 3 вида (стр.9 и схема).

Дети из асоциальных семей

Дети из неполных семей

34,4%

Дети без родителей

7,4%

Дети, помещенные на воспитание в д/дом

(полные сироты)

18,5%

(3,7%)

Дети с девиантным поведением

Дети, совершившие правонарушения и имеющие условные сроки наказания по суду.

7,4%

Из таблицы видно, что не всегда неполная семья является асоциальной, а полная целиком выполняет своё предназначение.

Эти данные свидетельствуют о том, что к концу обучения в школе большинство детей из неблагополучных семей уже имеют опыт асоциальных действий и поведения (бродяжничество, токсикомания, воровство, сексуальная распущенность и т.д.). Семья удерживает первенство в социализации детей.

Институты образования и воспитания в лице школы и детского дома не могут целиком заменить семью в процессе социализации детей. Тем не менее, ведется огромная работа по профилактике правонарушений среди учащихся.

Почему появляются девианты?

Индивиды становятся девиантами, т.к. процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению. К некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Но тот, кто имеет физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. Это означает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или врожденных дефектов. В данном случае может иметь место слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Люди с особыми проблемами нередко испытывают потребность во вмешательстве, сущность которого зависит от особенностей типа проблем, затрудняющих социализацию и жизнедеятельность. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны социальных институтов, так как их физические, психические и интеллектуальные возможности затрудняют процесс социализации, их нормальную жизнь в обществе. Эти группы нуждаются в социальной и психологической помощи, выраженной в различных формах:

  1. материальной;
  2. профориентационной;
  3. социально – психологической адаптации;
  4. социальной интеграции.

Если говорить о детях с проблемами в развитии (нарушения речи, слуха, зрения, задержка психического развития, снижение интеллекта и т.д.), то роль социального института образования в лице коррекционного образовательного учреждения трудно переоценить, именно школа помогает в социализации, в социальной адаптации этих детей. Достаточно привести пример Сергиево – Посадского интерната, где успешно воспитывают, обучают, готовят к жизни слепоглухих детей, которые в обычных условиях жизни обречены. Некоторые выпускники интерната оканчивают средние и высшие учебные заведения. Многие создают семьи, включаются в жизнь в обществе.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ.

Ни один социальный институт не может заменить семью. Именно она служит важнейшим фактором обучения моральным ценностям и поведенческим нормам. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем – то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены 5 основных факторов, определяющих семью и жизнь как неблагополучную:

  1. сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание);
  2. недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность);
  3. недостаточная отцовская привязанность;
  4. недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность);
  5. отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь);

Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счете, на воспитание личности.

Однако многочисленны и случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены и отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает трудно выбрать линию не отклоняющегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Как отмечал выдающийся социолог современности Т. Парсонс, аномия – это состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующимся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения. Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институционными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время, как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества откланяться от общепринятых образцов. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институционных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы его дети. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризисности социально – экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям.

Важнейшей задачей педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений.

В зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом.

Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие под редакцией Г.В. Осипова.

Москва: Аспект – Пресс, 1996г. 461с.

  1. С.С. Фролов Социология: учебник для высших учебных заведений. Москва: Издательская корпорация «Логос» 1997г. 360с.
  2. Б.А. Трегубов «Свободное время молодежи: сущность, типология, управление». Санкт – Петербург: Издательство Санкт – Петербургского университета, 1991г. 152с.
  3. «Теория социальной работы» под редакцией Е.И. Холостовой. Москва: «Юристъ», 1998г. 336с.
  4. Социологический словарь. Н. Аберкромби, Ст. Хилл, Брайан С. Тернер. Москва: «Экономика», 1999г. 416с.
  5. «Социальный менеджмент» под редакцией проф. Д.Д. Валовой. Москва: ЗАО «Бизнесс – школа» Интел – Синтез», 1999г. 384с.
  6. Ю.Г. Волков и Г.В. Мостовая «Социология». Москва: Гардарика, 1998г. 432с.
  7. «Альбом схем по социологии и политологии». Москва: Издательство «Щит», 2000г. 120с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. АСТАФЬЕВА

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Контрольная работа

по антропологии

Тема: «Роль семьи в процессе социализации личности»

Красноярск 2010


Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная); социально-культурный –образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический –имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический –условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).

Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Вхождение индивида в социальную среду;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Если в основу классификации семьи положить социализацию личности, то можно выделить три основных ее типа: семья традиционная, семья государственная, семья персонифицированная.

В традиционной семье вся организация воспитания молодого поколения построена на традициях патриархальности. Такая семья готовит своих детей для жизни в каком-либо коллективе или родовой общине под началом главы семейства. Жизнь в коллективе традиционной семьи приучает воспитанников к коллективной общественной жизни, к полному подчинению и зависимости от старших членов семьи. В такой семье формируется потребительское отношение к жизни, главное условие проживания в ней - опора не на себя, а на семейные связи, на семейный клан, род и т.п. Индивидуальность членов семейного рода подавляется, а их жизнь оказывается регламентированной.

Осуждать или одобрять отношения в традиционной семье никто не вправе. Надо только, чтобы у людей всех национальностей и вероисповеданий была возможность выбора: жить, исходя из традиций семьи, или что-то менять. Как правило, молодые поколения в традиционных семьях приучаются жить так, как жили их отцы, прадеды испокон веков. Заслуги личности делаются заслугой всей семейной группы, а за проступки личности отвечает коллектив, то есть все члены семьи несут коллективную ответственность.

В государственном типе семьи молодое поколение полагается не на семейный род или общину, а на государство. Вся жизнь устроена так, чтобы готовить молодежь к карьере. Главное - заниматься той деятельностью, которая необходима государству. В государственном типе семьи детей учат не тому, что им нужно будет в реальной жизни, а тому, на что имеется социальный заказ. Задача обучения в этом случае состоит в том, чтобы «сдать экзамен», «получить диплом», «теплое место», но не овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками. В итоге из лона семьи выходят циники, невежды, формалисты, бюрократы, люди поверхностные, с неустойчивыми взглядами, не приученные к повиновению авторитетам и самостоятельному, ответственному поведению. Общество, где живут эти люди, - бюрократическое, с широко развитым аппаратом государственной власти. Управляют таким обществом чиновники.

Общественный строй, основанный на государственном типе семьи, крайне неустойчив. Члены такой семьи подвержены политическим страстям, они радикальны и революционны. Такой тип семьи имеют большинство стран Западной и Восточной Европы, например, Германия, Россия, Франция.

В персонифицированных семьях родители стараются выработать у детей самостоятельность, как можно раньше отдалить их от себя, сделать независимыми. Родители во взаимодействии с детьми используют позицию «рядом», то есть признают их права, держатся с ними на равных и требуют от них выполнения обязанностей. Для родителей детство их детей не есть подготовка к жизни, а есть сама жизнь. В этом случае воспитанники не повторяют путь родителей, а выбирают свой. Для такой жизни необходимо здоровье и жизненный опыт, поэтому в персонифицированных семьях детей с ранних лет приучают к физическим упражнениям и физическому труду, причем в детских играх и забавах воспитанники должны полагаться только на самих себя. Такой подход обеспечивает не только здоровье и самостоятельность ребенка, но и овладение им широким социальным опытом. С другой стороны, такой независимый подход к ребенку обеспечивает ему достаточную свободу и одновременно требует изменения всего содержания обучения. Образование должно быть рациональным, обеспечивать молодое поколение суммой знаний, умений и навыков, которые понадобятся ему в жизни. Отсюда следует, что образование является социальным заказом не государства, а всего общества и может быть реализовано только через систему частных школ, начиная от низших и кончая высшими учебными заведениями.

Итак, из персонифицированных семей выходят свободолюбивые, энергичные, творческие личности. А народ, в среде которого указанный тип преобладает, становится самоуправляемым, законопослушным. Здесь торжествует демократия, права и свободы личности не нарушаются, а государство исполняет волю народа: не народ для государства, а государство для народа! Персонифицированная семья является основой для процветания и благополучия всего общества и социального строя. Такие семьи есть в каждом цивилизованном государстве Западной Европы, Северной Америки, Азии, Австралии. Конечно, нельзя категорично утверждать, что существуют все три типа семьи. Здесь можно говорить о преобладающих тенденциях развития какого-то одного типа семей в отдельно взятых странах. Из сказанного важно одно: в господствующей политике мы часто не учитываем огромной роли семьи, потому что она складывается постепенно и влияет на жизнь и социальное окружение опосредованно, через другие формы социальных отношений.

Стили воспитания в разных культурах различаются по степени дисциплинарного контроля. В европейском стиле принято больше контролировать в младшем возрасте и предоставлять больше свободы в юношеском. В других культурах, например, у японцев, маленьким детям предоставляют максимум свободы, а с возрастом дисциплинарный контроль возрастает.

В современной психологии существуют различные подходы к классификации стилей и типов семейного воспитания. Американский психоаналитик и историк Ллойд Демоз создал классификацию стилей воспитания и форм взаимоотношения между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами развития западно-европейской культуры:«инфантицидный», «бросающий», амбивалентный, «навязчивый», социализирующий, «помогающий».

Социокультурные модели воспитания детей и типы их социальной изоляции (депривации) представлены в работах И. Лангмейер и З. Матейчик. Ими выделяется авторитарный, либеральный, демократический стили воспитания.

Саготовская С.Г. выделяет шесть типов отношений родителей к детям: чрезвычайно пристрастное отношение к детям, безразличное отношение, эгоистическое отношение, отношение к ребенку как к объекту воспитания без учета особенностей личности, отношение к ребенку как к помехе в карьере и личный делах, проявление уважения к ребенку.

ЛичкоА.Е.описывает неправильные типы воспитания, которые оказывают негативное влияние на процесс формирования личности ребенка, такие как гипоопека и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность, повышенная моральная ответственность.

Петровский А.В. выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

С постепенно возрастающей ориентацией на сверстников все менее значимым становится эмоциональная зависимость ребенка от родителя (матери). Начинается постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности («естественная сепарация»). Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

В процессе становления самооценки младшего школьника значительную роль имеют стили семейного воспитания, принятые в семье ценности. Поэтому, родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети

предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. Гиперопекающий стильизначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, так же невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности.

В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Авторитарный стиль, подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

Либерально – попустительский стиль, подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.

Одним из вариантов либерально – попустительского стиля в семье является гиперопека.

Все дети, воспитываемые в условиях гиперопеки, имеют трудности в общении с другими детьми. Типичной является ситуация, когда ребенок боится отойти от матери, медленно адаптируется к новому и с трудом привыкает к школе.

В семьях гиперопека какого-то одного ребенка может возникнуть из-за пережитых родителями трудностей зачатия или осложнений при родах, что делает ребенка более дорогим по отношению к другим детям. Важную роль играют факторы, связанные с детством самой матери. Многие из них выросли в семьях без тепла и любви, поэтому они полны решимости дать своим детям то, чего недополучили в детстве, но ""перегибают палку"". Это подчеркивает необходимость анализа собственного детства родителей, который дает понять, почему они ведут себя так, а не иначе по отношению к детям.

Когда матери неосознанно борются против чувства «антагонизма» по отношению к собственному ребенку, они могут реагировать на это гиперопекой и избыточной заботливостью, как бы доказывая себе, насколько сильно они на самом деле любят его. Это особенно вероятно тогда, когда чувства любви и ненависти сосуществуют друг с другом. Гиперопека может возникнуть в результате каких-то психических нарушений у матери. Такие нарушения приводят к аномальной «потребности» матери в зависимом положении ребенка.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.

Эксперименты М.И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе, кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми, А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка.

По мнению Костицыной, использование таких неблагоприятных типов воспитания как сверхтребовательность, противоречивость, непоследовательность приводит к формированию у ребенка неадекватного, диффузного образа «Я».

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексиейи ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.

Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.

Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.

Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.


Библиографический список.

1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003

2. Кон И. С. Ребенок и общество. М.,2003

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000

4. Материалы региональной студенческой конференции: Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи. - Ставрополь, 2005.

5. Монсон П. Современная западная социология. – М., 1992

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2003

7. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003

8. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005

9. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.,1968

10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998

11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб, 1998

12. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1986

13. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996

14. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983

15. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага,1984

16. Личко А.Е. Подростковая психиатрия - М., 1985

17. Ллойд Д. Психоистория. - Ростов-на-Дону, 2000

18. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. - №1, 2001

19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006

20. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981

21. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971

22. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991

23. Хоментаускакс Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989

1

Семья остается ведущим институтом формирования и развития социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда кардинальные социально-политические и социально-экономические изменения, в корне изменившие систему жизненных ценностей населения страны, поставили под угрозу существование институтов семьи и брака. Семья, традиционно уважаемый в стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность. Еще более ухудшили ситуацию произошедшие не так давно в России социальный и экономический кризисы. Осознавая роль подрастающего поколения в развитии страны, необходимо признать актуальность проблем семьи и семейного воспитания. В статье представлены результаты социологического исследования роли семьи в социализации личности. Приводится сравнительный анализ мнений представителей семей и экспертов относительно проблем социализации личности в современной семье.

институт семьи

функции семьи

социализация личности

1. Горева О.М., Осипова Л.Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www..

2. Родина В.Н., Фарахутдинов Ш.Ф., Устинова О.В. Взаимообусловленность брачности и рождаемости // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www..

3. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2. - С. 204-206.

4. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 78-82.

5. Фарахутдинов Ш.Ф., Родина В.Н., Устинова О.В. Отношение россиян к институту брака // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 1599.

6. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г., Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности // Личность и общество. - Saint-Louis, MO, USA, 2013.

7. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus // Life Sci J. - 2014. – 11 (8s). - Р. 465-468.

8. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductive Conduct of the Ural Federal District Scopus // World Applied Sciences Journal. - 2014. – 31 (5). - Р. 910-914.

Семья как первичная ячейка общества представляет собой ключевое звено в процессе социализации личности. Семейный доход, социальное положение, образование, род занятий родителей - в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитательной функции, которую осуществляют родители, на его социализацию воздействует внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Ребенок, воспитываясь в семье, усваивая нормы общежития, человеческих отношений, воспитания младшего поколения, став взрослым, воспроизводит в своей семье все то, что было в семье его родителей . Кроме того, как показали результаты исследований О.В. Устиновой, В.Н. Родиной, Ш.Ф. Фарахутдинова, наблюдается преемственность репродуктивного поведения родителей их детьми во взрослой жизни. То есть люди склонны воспроизводить модель семьи в том виде, в котором они наблюдали ее в детстве . Таким образом, семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

С целью выявления роли семьи в социализации личности И.В. Пивоваровой, О.В. Устиновой в 2010 году было проведено анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) .

На вопрос об оптимальном составе семьи для реализации ею функции социализации личности эксперты ответили следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Мнения экспертов относительно оптимального состава семьи для реализации успешной социализации личности ребенка, %

Таким образом, более 50% экспертов считают, что для успешной социализации необходима помощь старшего поколения (дедушки и бабушки), представители которого могут жить как отдельно, так и вместе с семьей своих детей и внуков. В то же время только в 18,8% семей респондентов проживают дедушки или бабушки.

Вполне логично было задать вопрос респондентам, кто из взрослых членов семьи работает, а значит наиболее авторитетен для детей (рис. 2).

Рис. 2. Работающие члены семьи респондентов, %

В большинстве семей респондентов работают мать и отец, что позволяет им быть полноценными агентами социализации детей. Понятно, что в семьях респондентов, в составе которых отсутствует отец (мать, один ребенок - 12,5%, мать, два ребенка и более - 6%), работает только мать, и она является основным агентом социализации детей.

Родители выступают особенно успешными агентами социализации, когда обеспечивают определенный достаток в семье и могут позволить себе больше времени уделять воспитанию детей. В процессе исследования был выявлен фактический уровень доходов респондентов (рис. 3).

Большая часть респондентов имеет средний доход (56,5%), 18,5% - выше среднего и 20,6% - ниже среднего.

Рис. 3. Уровень доходов респондентов, %

Исследование показало, что даже при наличии алиментов неполные семьи, особенно при отсутствии отца, имеют более низкий доход по сравнению с полными семьями, что сказывается на воспитательных процессах.

Большинство экспертов (48,9%) считает наиболее оптимальным уровень доходов выше среднего (когда люди могут позволить себе затраты на комфортное проживание, досуг и отдых, образование, но затруднены крупные покупки (недвижимость, автомобиль, др.)) для успешной социализации детей. Примечательно, что 10,6% экспертов считают, что уровень доходов не влияет на процесс социализации детей.

Анализ мнений экспертов относительно благоприятной атмосферы, в которой должна реализовываться воспитательная функция в семье в процессе социализации личности, показал следующее (рис. 4).

Рис. 4. Распределение мнений экспертов об атмосфере в семье, которая должна быть для успешной реализации воспитательной функции в процессе социализации детей, %

Подавляющее большинство экспертов считают, что атмосфера в семье должна быть наполнена любовью, искренностью и честностью, взаимопониманием и взаимодействием, доброжелательностью, спокойствием и уравновешенностью, с благоприятным морально-психологическим климатом. Атмосферу сдерживания, контроля, ограничений в процессе социализации приветствуют только 33% экспертов.

Очевидно, что на процессы социализации оказывается не только позитивное, но и негативное влияние. На рис. 5 представлены результаты распределения мнений респондентов по поводу негативного влияния на взаимоотношения в их семьях.

Рис. 5. Респонденты о негативном влиянии на взаимоотношения в семье, %

Лишь чуть более 9% респондентов считают, что на их взаимоотношения в семье негативно ничего не влияет. Наряду с тем что 43% опрошенных подчеркнули, что негативно на взаимоотношения в семье влияют личностные особенности людей, достаточное количество респондентов указало на плохие условия проживания и низкие доходы (29,2% - низкое качество жилищных условий, 18% - плохое материальное положение). Среди негативных факторов влияния на взаимоотношения в семье было отмечено и отсутствие развитой медицинской инфраструктуры (16,1%).

Эксперты на вопрос о негативном влиянии факторов на взаимоотношения в современной российской семье ответили следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Эксперты о негативном влиянии на взаимоотношения в семье, %

Для решения задач исследования важно было выяснить, в какой степени семья реализует свои функции в современной российской экономической и политической ситуации (рис. 7).

Фактически большинство респондентов признает, что в настоящее время семья не в полной мере реализует присущие ей функции, кроме хозяйственно-бытовой (хозяйственная поддержка и уход за членами семьи) и эмоциональной, в отношении которых большинство высказалось (более 55%), что они реализуется эффективно. 10,6% опрошенных отметили, что не реализуется функция социального контроля (регламентация поведения членов семьи), 12,1% - досуговая функция семьи, 13,1% - экономическая функция (обеспечение материальными средствами), 18,9% - социально-статусная (предоставление социального статуса членам семьи), 19,4% - духовная (духовное развитие личности).

Рис. 7. Реализация семейных функций, по мнению респондентов, %

По мнению экспертов, все функции семьи реализуются не в полной мере. Только 41,5% экспертов отметили эффективную реализацию хозяйственно-бытовой функции, и 30,8% - экономической. С другой стороны, 24,5% считают, что духовная функция вообще не реализуется, совпадая во мнениях с такой же частью респондентов (19%) (рис. 8).

Рис. 8. Реализация семейных функций по мнению экспертов, %

Результаты проведенного анализа настораживают: фактически пятая часть респондентов и экспертов считает, что не реализуется одна из основных функций семьи - духовная, что не может не сказаться на социализации детей в семьях.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21403 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Роль семьи в социализации детей.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит . Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить . Объектом социализации является человек.

Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей .

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

Первичная;

Вторичная.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в детстве. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения.

Таким образом, социализация является важным процессом развития личности. От этого процесса во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

Процесс социализации многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно. Человек усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, систему социальных связей и отношений в своем собственном опыте. В итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Он научается сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация исключает пассивную позицию человека в жизни, она предполагает необходимое активное участие его в освоении общечеловеческой культуры, людских отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Источников социализации много, но семья - это главный источник .

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью .

В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.

А. С. Макаренко в "Книге для родителей" нарисовал для мам и пап захватывающую картину освоения ребенком мира культуры и постепенного утверждения самого себя в этом мире. Он показал, как со всей сложнейшей окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация, как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился. При этом ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей, такой странной и непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта.

Ребенок ежедневно видит вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу.

Мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно "открывает" этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное - он все время учится познавать.

Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.

"Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием".

Следовательно, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. Именно в семье начинается общественное воспитание.

В семье, в общении со старшими ребенок "учится" быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей, типичных для данного общества и специфической социальной среды .

Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством, только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя. Можно сказать, что ребенок вырастает из наших с ним отношений, из нашей любви к нему. Главная особенность семейного воспитания и состоит в его эмоциональном характере, в эмоциональном контакте детей и взрослых. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что "свое подлинное человеческое существование человек обретает, поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Радоваться самому существованию другого человека - вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде".

Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.

Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей.

Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.

Формирующееся отношение ребенка к другим людям определяется, прежде всего, отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых.

В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности.

В непосредственном общении с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения.

Познание ребенком чувств, переживаний, настроений других людей и, главное, нравственный характер его отношения к этим познанным особенностям другой личности воспитывается самой жизнью и общением ребенка со взрослыми людьми, его образованием, в результате чего он присваивает опыт предшествующих поколений, становится современником эпохи.

Но он самостоятельно чувствует, думает, любит только тогда, если мы всему этому научили его.

На каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. Другое дело - как это получается на практике. Одна из причин этого- разрыв между тем, что родители хотят, и тем, что они реально делают для осуществления желаемого.

В целом ряде исследований отмечается, что в настоящее время во многих семьях наблюдается очень противоречивое отношение к ребенку (любого возраста): с одной стороны, излишняя опека, освобождение от ряда посильных для него домашних обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, и, с другой - недостаток общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Если в семье нет общих переживаний, поступков, стремлений, нет коллективных решений, то у ребенка неизбежно образуется нравственная пустота, которая не всегда может быть восполнена впоследствии .

Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения та­кого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важ­нейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.

Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи :

    социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

    социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

    технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни;

    демографический определяется структурой семьи.

Всегда, на протяжении всего развития ребенка решающую роль будет играть именно семья. Она активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений членов семьи, в реализации их статуса.
В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.
В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.
После того, как ребенок пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений.
Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.
Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.
Семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.
Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи .

Таким образом, семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию .

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

    нравственно-психологическим микроклиматом в семье;

    материальным и социальным статусом семьи;

    степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

    ролью отца и матери в общении с детьми;

    структурой и составом семьи и т.д.

Очень часто мы не учитываем влияние семьи на развитии личности и впоследствии на развитие государственной политике. Это является главной нашей ошибкой. Ведь от такого, какие основы для развития личности были заложены в ребенке в семье, зависит, то каким он будет гражданином своей страны, и какое участие он будет принимать в жизни своей страны.

Как и у любого социально института есть функции, так они есть и семьи. Но при этом нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные. Все они в равной степени воздействуют на личность ребенка. Однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов. Таким образом, можно выделить специфические и неспецифические функции семьи .

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К специфическим функциям относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье .

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общностью людей, связанных узами супружества - родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи .

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Взаимодействие детей с родителями позволяет им упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию .

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе .

Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

Таким образом, анализирую роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и, о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и багаж жизненного опыта, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья расширяет те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помогает человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается важная роль семьи.
Важно сказать, что в зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними.
Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Подводя итог всему выше сказанному, следует еще раз отметить, что социализация детей - это очень важный момент развития личности. От того, как этот процесс проходит, зависит то, насколько гармоничная личность будет сформирована в итоге. Безусловно, важную роль в процессе социализации играет семья. Ее значение для формирования личности ребенка переоценить невозможно. Именно семья является начальным этапом для формирования мировоззрения ребенка, мотивов и личностных черт, для развития его поведения, нравственных качеств, способностей, умений и навыков. Семья является наиболее значимой частью жизни ребенка.
В период социализации родители должны быть к ребенку особенно внимательны, проявляя больше понимания, участия, любви. Важно помнить, что более всего ребенок нуждается в безусловной любви. Именно она поможет ему вырасти гармоничной счастливой и полноценной личностью.

Библиографический список.

1. Андреева, Т.А. Психология семьи/ Т.А. Андреева, И.Ю. Авидон. - СПб.: Речь, 2010.-384с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.2 –е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. 440с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубро­вина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

4. Дубровина И.В. Семья и социализация ребёнка.// Мир психологии. -
1998.-№1.-С.54-58.

5. Кон, И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов по психол. и пед. специальностям /И. С. Кон. – М.: Академия, 2003. - 336 с.

6. Материалы региональной студенческой конференции: Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи. - Ставрополь, 2005.

7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: изд. центр «Академия». – 2003. – 200 с.

8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

9. Социология семьи: учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2005. – 640с.

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные