Цветоведение: знакомство с основными цветами. Конспект занятия по рисованию "знакомство с основными и составными цветами" занятия по изобразительному искусству
Самое главное в деле ознакомления малышей с миром цвета, форм и размера предметов - это двигаться от простого к сложному . Постепенно, не спеша, осваивая новые знания, закреплять их в повседневной игровой деятельности вместе с ребёнком.
Цвет
На втором году жизни ребёнок должен освоить четыре основных цвета - красный, синий, жёлтый и зелёный. Никаких знаний об ахроматических (черный, серый и белый) или составных (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный, изумрудный и т.д.) цветах ребёнку давать нельзя, эти сложные для малышей знания приведут к результату, который не обрадует Вас через год или два. Итог такого обучения - в возрасте 4 лет дошкольник не может среди 6 карандашей найти красный или синий, а к основным цветам всего навсего добавили чёрный, коричневый и оранжевый.
Итак, начинаем знакомство с красного цвета. Играя в кубики (или другие предметы четырёх основных цветов), берём в свою руку красный кубик и просим ребёнка: "дай такой-же", когда ребёнок, поначалу несколько раз ошибаясь, всё же даёт Вам красный кубик, - Вы безмерно радуетесь, хлопаете в ладоши, хвалите малыша (умница, умник, молодец), поддерживаете (своей эмоциональной реакцией). У ребёнка - понимание его успешности и дальнейшее стремление к достижению успеха. Далее в течение нескольких дней или недель закрепляете эти знания.
Когда Вы видите, что ребёнок уже не ошибается и всё время даёт Вам красный предмет - Вы говорите малышу: "Правильно, такой же красный, как помидор" - то есть Вы уже на данном этапе сообщили ребёнку не только название цвета, но и закрепили его за определённым предметом (иначе говоря "опредметили"), который ребёнок может взять в руки, попробовать или съесть. Далее Вы ещё несколько недель закрепляете полученные знания.
Когда красный цвет Вы закрепили (ребёнок, не ошибаясь, на Вашу просьбу протягивает красный предмет) - можно переходить к освоению синего цвета. Алгоритм тот же, что и с красным цветом. Когда ребёнок освоил и синий цвет, просим его отсортировать предметы в разные коробки по цветам. Далее также можно осваивать жёлтый и зелёный цвета, соблюдая алгоритм обучения "от простого к сложному".
Форма
Малышам второго года жизни мы даём знания о объёмных формах (ребёнок может взять в руку, потрогать, ощутить и понять) - кубик, кирпичик, шарик (мячик), крыша (треугольник-призма), столбик (цилиндр). Плоскостные понятия форм (квадрат, треугольник, круг, прямоугольники др.) стараемся не использовать, играя с малышом.
Размер
Большой и маленький - с этого мы начинаем знакомить малыша с размером. Очень важно интонационно выделять, называя размер предмета: "маленький" (тоненьким, тихим голоском), а "большой" (громким, звучным голосом). Также контраст между этими размерами должен быть значительным: собака - мышка, качели - мяч, мама - малыш и т.д.
Успехов Вам и Вашим малышам!
Задачи:
- Сформировать представления об оранжевом цвете, задействовав все анализаторы.
- Развивать сенсорные способности, речь детей (смешивание красок для получения оранжевого цвета)
- Активизировать речь детей.
Материал: магнитофон с кассетой, краски желтого и красного цвета, силуэты бабочек, апельсин, волшебный цилиндр для фокуса; салфетки, кисти.
Ход занятия:
Под музыку едем на поезде в волшебную страну красок. Дорога поднимается в гору (руки вверх) , поезд въезжает в туннель (наклон) , остановка на лесной полянке (трогаем ручеек и говорим об осени: чем пахнет поздняя осень.) Приехали.
Психологическая установка:
Наши глаза смотрят
Наши уши слушают
Наши ноги нам не мешают
Наши руки лежат на коленках.
Воспитатель Ребята, сейчас я расскажу вам сказку: Жили – были в сказочной стране Краски и Карандаш. Карандаш очень любил рисовать. А краски раскрашивали в разные цвета рисунки Карандаша. И так красиво у них всё получалось! Однажды Карандаш нарисовал красивую Бабочку. Красная и жёлтая краски начали спорить, кто раскрасит такую красавицу. Но потом, чтобы не ссориться, они решили раскрасить её вместе.
Воспитатель Давайте поможем Краскам! А для этого мы с вами проведём опыт:
У меня 2 банки: желтая и красная, сливаю красную краску в желтую и получается удивительный цвет. Как он называется? Кто знает? (Оранжевый. Он яркий, солнечный) . А ты, (имя ребенка) , как думаешь, какой цвет получился?
Воспитатель Давайте вместе попробуем получить оранжевый цвет на палитрах и раскрасить наших Бабочек. Показываю, как на палитрах смешивают красный и жёлтый цвета. Теперь вы узнали как получается оранжевый цвет.
Воспитатель Что ты, (имя ребенка) , будешь делать для этого?. А ты как считаешь, (имя ребенка) ? С чего ты начнёшь? Затем раскрашиваем силуэты бабочек.
Бабочки у вас получились очень весёлые. А моя Бабочка приготовила вам загадку: оранжевый нос в землю врос (морковь) . Правильно, морковь оранжевая. А вспомните, какая она на вкус? (сладкая, сочная)
Ребята, я думаю, что оранжевый цвет очень аппетитный и радостный! Что вам напоминает этот цвет? (Солнышко, апельсин, мандарин) . Да, а какие они, апельсин и мандарин? А как ты думаешь (имя ребенка) ?
Да, апельсин и мандарин круглые и оранжевые, похожи на солнышко!
Давайте с вами поиграем! (Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» )
Ребята, а вы любите апельсины? Я тоже люблю. Но вот беда! У меня его нет. Ну, ничего, мы же волшебники! Сейчас что–нибудь придумаем! Достаю цилиндр и превращаюсь в волшебницу. Скажем волшебные слова: Кручу, верчу, апельсин хочу! Раз, два, три! Ну-ка, посмотрим, что у нас внутри? Посмотрите – ка! Да, это оранжевый апельсин! Мы сейчас его почистим и съедим. А давайте подарим бабочек нашим гостям, чтобы у них было хорошее оранжевое настроение.
Примерный конспект коррекционного занятия
по развитию зрительного восприятия детей.
Тип: «Формирование сенсорных эталонов»
(Средняя группа,)
Тема: «Знакомство с оранжевым цветом»
Программное содержание:
- Познакомить детей с оранжевым цветом:
Учить отличать предметы оранжевого цвета от предметов желтого и розового цвета;
Учить узнавать оранжевый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;
Активизировать словарь детей на полуактивном этапе.
- Учить локализовать предметы оранжевого цвета из множества предметов других цветов:
Развивать умение составлять ритмическую последовательность в чередовании, желтых, оранжевых, розовых цветов.
- Продолжать развивать зрительное внимание детей.
- Развивать воображение детей, осознавание связи ароматов и цветности предметов.
- Обогащать активную речь детей за счет слов: оранжевый цвет, желтый, овощ, фрукт.
- Активизировать зрительные функции: прослеживающую, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.
Оборудование:
Куклы: Мальвина и Буратино (на Мальвине оранжевое платье);
Небольшие желтые мячи (на каждого ребенка) и один оранжевый;
Цветное изображение лисицы (крупное);
Цветное изображение моркови (крупное);
На каждого ребенка карточки с бусами – для задания:
«Продолжи ряд»;
Прозрачные сумочки;
Игрушки оранжевого, розового, желтого цветов
Картинка (крупная) для развития зрительного внимания:
Изображение цветков с лепесточками различного цвета,
но обязательно 5 оранжевых цветков. Оранжевые цветы
«разбросаны» по всей картине;
Карточки с контурным изображением овощей и фруктов;
Колпачки с различными ароматами, разнообразные предметы,
которые могут напоминать эти запахи;
Оранжевый пакет с апельсинами.
Ход занятия:
Ребята, только что позвонил по телефону Буратино и сказал, что он сейчас приедет к нам в гости. А вот уже и слышны его шаги. (Появляется Буратино).
Буратино: «Здравствуйте, ребята, я так давно не был у вас в гостях, так соскучился. Как вы поживаете? Что новенького?
Вам, наверное, Мальвина не дает скучать. Уж я-то помню, как лона пыталась заняться моим образованием и воспитанием.
Я к вам не с пустыми руками пришел, а в подарок мячики принес. Вот. Ловите. (Буратино прокатывает каждому ребенку желтый мяч, а Мальвине - оранжевый).
Ну как, нравятся вам мои мячики?»
Спасибо тебе, Буратино, очень красивые мячики. Ребята, а какого цвета у вас мячи? (Желтые)
- Ребята, а Буратино принес в подарок всем желтые мячики? Или, может быть, у кого-то из вас мячик другого цвета? (ответы детей).
- Да, верно, у Мальвины мяч отличается от ваших, ребята. Какого же цвета у нее мячик, кто знает? (ответы детей)
Буратино: «Да, у Мальвины красный мячик!»
- А вот и неверно, Буратино. У Мальвины мяч оранжевого цвета.
- Ребята, а какое животное имеет вот такую окраску, как этот оранжевый мячик? Я вам подскажу: в сказках она самая хитрая. (Ответы детей)
- Верно, лиса. (Педагог на фланелеграфе выставляет цветное изображение лисы),
- А теперь, отгадайте такую загадку: «Сидит девица в темнице, а коса-то на улице». Что Это? (Морковка)
- Верно, морковка. А морковка бывает какого цвета? (Ответы детей)
- Да, морковка у нас оранжевая. (На фланелеграф выставляется цветное изображение моркови).
- А теперь послушайте шуточное стихотворение про оранжевый цвет и постарайтесь запомнить это стихотворение, и тот цвет, о котором вы услышите. Тебе, Буратино, я думаю тоже необходимо знать оранжевый цвет, чтобы ты его не спутал с другими цветами:
« Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже».
Ребята, скоро Мальвина будет играть в новом спектакле, поэтому ей необходимо украшение к оранжевому платью. Давайте-ка мы ей сделаем бусы.
(Детям раздаются карточки с бусами, где чередуются желтые, оранжевые цвета и розовые. Задание: «Продолжи ряд». Для детей с амблиопией и косоглазием: дано начало - бусы желтого, оранжевого, розового цветов. Для слабовидящих детей: такое же начало и дается конец бус - розовый цвет. Педагог проговаривает выполнение этого задания со слабовидящим ребенком):
- Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (Дети подходят с выполненным заданием).
- Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (Ответы детей).
- Молодцы, все запомнили оранжевый цвет.
- Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и посмотрим на черный кружочек на стекле, а затем смотрим вдаль. Так повторим несколько раз.
(Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят вблизь на черный круг и вдаль несколько раз).
- Ребята, к нам пришел невидимый волшебник Дели-Давай и просит вас разложить все предметы по цвету в сумочки, потому что они все у вас перемешаны. А он очень не любит беспорядок. (Детям раздаются 3 прозрачных сумочки, в которых находятся различные предметы желтого, оранжевого и розового цветов.). Назови предметы оранжевого (желтого, розового) цвета, подними сумочку с оранжевыми (розовыми, желтыми) предметами. Какого цвета предметы в этой сумочке? и т.д.
- - Молодцы, ребята, волшебник Дели-Давай очень доволен вами, и говорит, что теперь у вас полный порядок с игрушками. А он это очень ценит.
Ребята, вы очень понравились Волшебнику и он хочет с вами поиграть. Вот он вам принес картину, на которой изображены различные цветы. Он просит найти цветочки только оранжевого цвета, и хлопнуть в ладоши столько же раз, сколько вы увидите цветочков с оранжевыми лепесточками. (На фланелеграф выставляется картина). Ребята, вы опять порадовали Волшебника. Даже Буратино справился с заданием! Он хорошо запомнил оранжевый цвет. А запомнил ли ты, Буратино, стишок про этот цвет? Может кто-то из ребят помнит? (Ответы детей, при необходимости вспоминаем вместе с детьми).
А мы, Буратино, с ребятами еще знаем стишок про тебя. Давайте, ребятки, расскажем этот стишок, но не просто расскажем, а еще и покажем:
(Проводится физкультминутка): «Буратино потянулся! Раз - качнулся, два - качнулся, Руки в стороны развел: Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать!»
Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные - волшебник Дели-Давай хочет вас угостить фруктами и овощами. Но фрукты и овощи не обычные, а заколдованные. Поэтому их нужно расколдовать и узнать каждый овощ или фрукт.
(Дети работают за столами. Им раздаются карточки, на которых даны контурные изображения различных фруктов и овощей).
Ребята, вам нужно найти только те овощи и фрукты, которые имеют оранжевый цвет. Их нужно будет накрыть фишками. А чтобы вы не забыли, какого цвета нам нужны овощи или фрукты, я поставлю перед вами оранжевую лисицу. Вы посмотрите на нее и сразу вспомните стишок про оранжевый цвет. (С детьми проговариваются признаки по которым опознается предмет).
Молодцы, ребята, все верно справились с заданием. Послушай, Буратино, дети назовут овощи и фрукты, оранжевого цвета. Ответы детей: - Морковь оранжевого цвета, это овощ и т.д.
Мы с Волшебником очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глазки, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика, повтор 6-8 раз).
Ребята, волшебник Дели-Давай побывал уже у нас в гостях, ему здесь очень понравилось, а теперь он приглашает нас в свою волшебную страну. (Гаснет общее освещение и включается подсветка).
Вот мы и переместились в страну волшебника Дели-Давай. Какой здесь необычный аромат витает в воздухе. Посмотрите, у волшебника кругом стоят колпачки с различными запахами. Давайте, понюхаем их и представим, чем они пахнут, а также предмет этого запаха и цвет. И, может быть, среди окружающих нас волшебных вещей мы найдем именно тот предмет, который себе представляем по запаху и цвету. (Дети выполняют задание).
Хорошо в Волшебной стране, но нам пора уже возвращаться, ведь дома нас ждут друзья, наши любимые игрушки. Но в знак доброго знакомства волшебник Дели-Давай «оживил» заколдованные фрукты, которые вы все правильно отгадали, и угощает вас ими.
(Включается общее освещение, а в руках педагога появляется оранжевый пакет с апельсинами).
Вот посмотрите, ребята, у меня в руках появился пакет.
Какого он цвета? (Ответы детей).
Давайте посмотрим, что же в нём лежит. (Педагог достает апельсины)
Что это? (ответы детей)
А какого цвета апельсины? (Ответы)
- А теперь – угощение от Волшебника. (Детям раздаются апельсины).
Молодцы, мы с вами очень хорошо поиграли, до свидания!
Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.
Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.
Изучаем цвета с самыми маленькими
Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.
Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.
Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.
Учим цвета: 1–1,5 года
Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.
Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.
Учим цвета: 1,5–2 года
К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.
Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».
Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.
В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.
Учим цвета: 2–3 года
При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.
Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.
Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.
Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:
цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.
Время проведения занятий
Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.
Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.
Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.
Время занятий с детьми
- До 1 года 2–5 минут.
- От 1 года до 2 лет до 10 минут.
- От 2 до 3 лет 10–20 минут.
Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.
В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.
На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.
Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.
Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.
Развивающие игры
- До 1 года
Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.
Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.
В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»
К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.
Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.
Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.
- 1–1,5 года
Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.
Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.
Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».
- 1,5–2 года
Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.
Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».
Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.
Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.
Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)
Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!
2–3 года
Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.
Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.
Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.
Загадки для детей
Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.
Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)
Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)
Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)
Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)
Цвета радуги
Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)
При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!
Наташа Сотникова
Конспект по раннему возрасту «Знакомство с красным цветом», (синим, желтым, зеленым)
Конспект занятия по раннему возрасту "Знакомство детей с красным цветом ". Программное содержание : 1. Знакомство с красным цветом и назначением предмета. 2. Активация словаря : шарик, кубик, карандаш, кольцо от пирамидки, лента. Ход занятия. Дети сидят полукругом на стульчиках около воспитателя. Раздаётся стук в дверь, входит кукла Катя, везёт коляску с "чудесным мешочком". Здоровается с детьми. Дети здороваются с куклой Катей. Воспитатель : "Ребята, кукла Катя привезла нам "Чудесный мешочек". Давайте посмотрим, что в нём лежит?". Достаю из мешочка красный шарик . Говорю детям "Это красный шарик ". Спрашиваю : "Что можно делать с шариком?".Дети : "Катать". Уточняю ответ : "Правильно, шарик можно катать". Показываю, как катится шарик. Затем вынимаю карандаш. Спрашиваю : "Костя, какого цвета карандаш ?". Ответ Кости : "Красный ". Спрашиваю детей : "Что делают карандашом?". Дети : "Рисуют". Уточняю ответ : "Да, карандашом рисуют, пишут". Таким образом называю все предметы (какого они цвета , что можно делать с ними) . Например : кубик красный , из кубика можно построить домик, башню; кольцо красное , его можно надеть на пирамидку, на палочку; лента красная , из неё можно завязать бант (завязываю кукле Кате) . Когда все предметы разобраны, снова складываю их в мешочек. Вызываю детей : "Иди Вика, возьми из мешочка предмет".Спрашиваю Вику : "Что ты взяла?". Ответ Вики : "Шарик". Спрашиваю Вику : "А какого он цвета ?". Ответ Вики : "Красный ".Если ребёнок затрудняется ответить, спрашиваю другого ребёнка. Так, постепенно дети достают из мешочка все предметы. Спрашиваю детей : "Какого цвела, Что можно с ним делать и т. д. ". Когда дети достали из "чудесного мешочка" все предметы, раскладываю их на столе и говорю : "Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит красный шарик , красный кубик , красное кольцо , красная лента и т . д. - все эти предметы красного цвета ". В заключении предлагаю детям спеть для куклы Кати песню "Ладушки - ладошки", потанцевать с куклой Катей. Аналогично проводятся занятия по знакомству с синим , желтым , зеленым цветом .
Публикации по теме:
«Сказка о том, почему помидор стал красным». Театрализованная деятельность дошкольников в МБДУ (из опыта работы) Дустназарова Зуре. Театральное.
Фотоотчет о проведении интегрированной НОД «Как посмотрит красным глазом-остановятся все сразу».МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5II младшая.
Я изготовила игры по знакомству с цветом предметов для детей раннего возраста. Играя, дети даже не подозревают, что учатся различать цвета,.
Ознакомление детей раннего возраста с цветом Из опыта педагогов известно, как важно на протяжении всего дошкольного возраста усваивания детьми следующих задач: дать знания об основных.
Ознакомление с явлениями природы и цветом, и применения этих знаний в творческой деятельности (аппликации) Занятия по ознакомительной деятельности дают возможность педагогу систематично и целенаправленно развивать ассоциативно-образное восприятие.
Проект «Играем с цветом» Описание проекта: творческий дизайн - проект Название проекта: «Играем с цветом» Краткое содержание проекта: В ходе проекта дети в игровой.