Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов. Деловая экологическая игра для педагогов доу Сборник деловых игр по экологии

Наталья Ветрова
Деловая экологическая игра для педагогов ДОУ

Деловая экологическая игра с педагогами (на педсовете)

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проведем деловую экологическую игру.

1. И так, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочередно называют:

Уголок природы:

Модели и схемы;

Наглядный материал;

Календарь природы;

Картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

Лаборатория;

Учебные панно;

Методическая, энциклопедическая и художественная литература;

Мини-огороды в групповых помещениях;

Экологические коллекции и мини-музеи;

3. У вас есть карточки с заданием, попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

4. Предлагаю Вам небольшой блиц - турнир “Подумай и ответь”.

(О весне.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

(О животных.)

3. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

4. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

(О растениях.)

5. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

6. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

(О птицах.)

7. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

8. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

9. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

(О насекомых.)

11. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

12. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

5. Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

6. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать по одному кроссворду.

1. Бежит по снегу, а следа нет (поземка)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса)

3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

4. Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

5. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода)

7. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

(Итоговое слово – приро да)

1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)

2. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

3. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне.

Не тону я в воде, не горю в огне (лед)

4. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)

6. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень)

(Итоговое слово – солн це)

7. Решение педагогических ситуаций.

Первой команде

В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

Второй кома нде

В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает:

«- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

Подведение итогов соревнования между командами.

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

Елена Владимировна Бахарева

Вед : Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал!

Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга

1 конкурс. Всё о животных.

1. Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

2. Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

(Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

2 конкурс. Педагогические задачи.

Задачи для каждого участника, например :

1) Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков : сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

О чём нужно говорить с детьми?

2) Девочка принесла в д\с котёнка. Воспитатель в ответ : «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же!» Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

Ваши действия?

3) В детском саду произошёл случай : группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча» , прыгали, играли с ним . Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

Ваша реакция на действия детей?

4) Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустарниками смородины и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы! –вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила :

Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

5) Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (детьми?

6) Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?. Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Вед : Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

3 конкурс. Викторина «Мы любим природу» .

Набор вопросов для каждого участника, за 3 минуты ответить на большее количество вопросов :

1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

2. Какие насекомые муравьи? (хищные)

3. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)

= 4. Кто пьёт кровь : комары - самки или комары – самцы? (самки)

5. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

6. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

7. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

8. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

9. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

10. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

11. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

12. Как называется заповедник, где выращивают и разводят

зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)

13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

14. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

15. Кто видит ушами? (полевая мышь)

16. Где у кузнечика уши? (на ногах)

17. Есть ли у змеи уши? (нет)

18. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

Вед : Хоть хвалиться не привычно,

Но, должны мы вам сказать

Что умеем на отлично

Мы трудиться и играть .

4 конкурс. «Найди и покажи»

Одной команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

Другой команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

Вед : Занимался Петя в пятом,

Он считал себя юннатом.

Он читал друзьям доклады

О значении рассады.

Но ошибся он всерьёз

На экскурсии в колхоз :

На потеху всем ребятам

Он лопух назвал салатом.

5 конкурс. «Найди и назови» .

По предложенным листьям определить названия лекарственных растений, рассказать о их применении; перечислить ядовитые растения.

Малина – потогонное, вит. С;

Шиповник – желчегонное, печень;

Подорожник – раны, кишечник;

Одуванчик – печень, ожоги, пищеварение;

Смородина – ревматизм, потогонное, вит. С;

Белена, Дурман, Волчьи ягоды.

Вед : Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить как без махорки,

Без хорошей поговорки

Или присказки какой!

6 конкурс. «Сделай сам»

За 10 минут сделать поделку из природного материала.



7 конкурс. «Домашнее задание»

Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию в ДОУ .

Считаю, что педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у дошкольников и понимания основ экологического сознания . Для решения задач экологического воспитания необходимо интегрировать различные виды деятельности в режимных моментах пребывания детей в детском саду.

Римма Бирюкова
Деловая игра «Экологическая гостиная»

Деловая игра «Экологическая гостиная »

Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;

совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры .

Материалы : репродукции картин русских художников И. Левитана : «Март. Большая вода» , «Золотая осень» ; И. Шишкина : «Корабельная роща» ; И. Грабаря : «Февральская лазурь» ; аудиозаписи классической музыки для музыкального фона; магнитофон; лукошко; билетики с заданиями; познавательный материал на группы; папка с методическими указаниями и наблюдениями; выставка книг – новинок по теме.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на предстоящую работу.

а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие» .

Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

б) Приветствие друг друга.

Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например : «Ты нежна» , «Солнышко» и т. д.

2. Работа, направленная на достижение поставленной цели :

а) Вводное слово.

Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Но где бы ни находился детский сад - в шумном городе или тихом поселке - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели -

Это в моих руках.

В. Солоухин

Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

Природа - источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.

Воспитатели рассказывают об интересных случаях.

Природа - источник красоты

Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок - нежный, маленький подарок грядущей весны.

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?

Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.

Природа - источник доброты

В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания доброты чувств.

Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

Природа – источник здоровья

Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.

Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха - прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это - целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.

Игра «Экологическое лукошко »

(Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

(Е. Чарушин.)

(Клен.)

«сказки-несказки» . (В. Бианки.)

(Клюква.)

(Наблюдение.)

(Животное.)

(Птицы.)

(Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

(Экспери-ментирование.)

(Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний , умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Решение педагогических ситуаций

(задание воспитателям по группам)

1. На лесной поляне играют

Самый маленький кричит

останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

отвечает : «Просто так.»

бросила игра

Проверка домашних заданий

1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.

2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию .

3. Познакомить с настольными играми , имеющимися в группе по экологическому воспитанию .

Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками) .

3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.

Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжем

ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает : «Просто так.»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила : - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию .

2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.

3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию .

Марина Мокрецова
Педсовет - деловая игра на тему: «Знатоки экологии»

Цель игры :

1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.

2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры :

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

5. Не оспаривать оценки жюри.

Ход ИГРЫ.

Вед : Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы,

к сожалению, констатируем : многого не вернуть сегодня из того, что

растоптали, разорили и т. д. Мы осознаем, что все растраченное и

уничтоженное необходимо восстанавливать по крупицам. Выращивать,

защищать и оберегать.

Как донести до детей основы экологических знаний – об этом мы

сегодня вспомним в ходе проведения деловой игры «Знатоки экологии » .

Вед : Сейчас каждый из вас поучит фрагмент иллюстрации. Сложите из них

полные иллюстрации.

Вед : У нас с вами получилось две команды. Придумайте название своим

командам и выберите капитанов.

1 Задание – «Разминка» .

Вед : И начнем мы наш конкурс с небольшой разминки.

Вед : Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию ?

Наш дом – природа. Н. Рыжова

Юный эколог . С. Николаева

Семицветик. Ашиковы

Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.

Вед : Что вы понимаете под термином «экология » ? Каково значение этого слова?

Вед : Слово «Экология » образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть

экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

Вед : Как можно сформулировать цель экологического воспитания ?

(Цель : научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром).

Вед : Раскройте эту цель более шире.

(Формирование осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и

неживой природы.

Ознакомление с окружающим миром.

Формирование знаний и умений по осуществлению взаимодействия с окружающей

природой).

Вед : Пожалуйста, закончите фразу : «Для того чтобы экологическое воспитание и

образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…»:

Достаточно знаний по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включать в себя все виды деятельности.

2 Задание - «Слово – эстафета» (каждая команда по очереди называет правила) .

Вед : Какие правила поведения в природе должны знать дети ?

Не ломать

Не рвать

Не разорять

Не разжигать костры

Не сорить и т. д.

3 Задание - «Знатоки методики » .

Вед : Попробуйте смоделировать, как экологическое воспитание можно

интегрировать с другими образовательными областями?

4 Задание - «Из бабушкиного сундучка» .

Прочитайте стихи, пословицы и поговорки о природе.

5 Задание – «Составь правильно вопрос» .

Вед : Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.

Подберите вопросы по теме :

«Деревья и кустарники»

«Домашние и дикие животные» .

6 Задание – «Почтальон принес посылку» (дегустация овощей и фруктов) .

Вед : Опишите то, что вы попробовали.

7 Задание – «Раздумье» .

Вед : Решите педагогические ситуации.

1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?

(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?

(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс : «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках?» ).

Список используемой литературы :

Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .

Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

Рыжова Н. А. Программа «На дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , ТЦ «СФЕРА» , 2006

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные