Разработка игры по экологии "зеленый колледж". Деловая игра «Современная экологическая ситуация» Темы для деловых игр по экологическому менеджменту

Деловая игра для педагогов по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Цель игры: активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.

Ход игры

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

1.Разминка («Экологическое лукошко»)

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество вопросов:

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле )

* Где у кузнечика уши? (На ногах )

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

2.Теоретическая часть

*Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

* Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

* На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)

*Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

*Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

*Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

*Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра, элементарные опыты и моделирование)

*Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей….. »

(Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все : непосредственно-образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, игры)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. (М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

3.Педагогические задачи(ситуации)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3 . Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5 . Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

6 . Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

7 . Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

*Ваши действия?

8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

9 . Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?.

Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

4.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

5. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Уважаемые педагоги! Предлагаем вам посмотреть презентацию(практическую часть),как осуществляется экологическое воспитание в средней группе.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Марина Мокрецова
Педсовет - деловая игра на тему: «Знатоки экологии»

Цель игры :

1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.

2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры :

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

5. Не оспаривать оценки жюри.

Ход ИГРЫ.

Вед : Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы,

к сожалению, констатируем : многого не вернуть сегодня из того, что

растоптали, разорили и т. д. Мы осознаем, что все растраченное и

уничтоженное необходимо восстанавливать по крупицам. Выращивать,

защищать и оберегать.

Как донести до детей основы экологических знаний – об этом мы

сегодня вспомним в ходе проведения деловой игры «Знатоки экологии » .

Вед : Сейчас каждый из вас поучит фрагмент иллюстрации. Сложите из них

полные иллюстрации.

Вед : У нас с вами получилось две команды. Придумайте название своим

командам и выберите капитанов.

1 Задание – «Разминка» .

Вед : И начнем мы наш конкурс с небольшой разминки.

Вед : Назовите, какие вы знаете программы по экологическому воспитанию ?

Наш дом – природа. Н. Рыжова

Юный эколог . С. Николаева

Семицветик. Ашиковы

Паутинка. Васякина-Николаева и т. д.

Вед : Что вы понимаете под термином «экология » ? Каково значение этого слова?

Вед : Слово «Экология » образовано от греческих «экос» - дом и «логос» - наука. То есть

экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем.

Вед : Как можно сформулировать цель экологического воспитания ?

(Цель : научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром).

Вед : Раскройте эту цель более шире.

(Формирование осознано-правильного отношения к явлениям, объектам живой и

неживой природы.

Ознакомление с окружающим миром.

Формирование знаний и умений по осуществлению взаимодействия с окружающей

природой).

Вед : Пожалуйста, закончите фразу : «Для того чтобы экологическое воспитание и

образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…»:

Достаточно знаний по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включать в себя все виды деятельности.

2 Задание - «Слово – эстафета» (каждая команда по очереди называет правила) .

Вед : Какие правила поведения в природе должны знать дети ?

Не ломать

Не рвать

Не разорять

Не разжигать костры

Не сорить и т. д.

3 Задание - «Знатоки методики » .

Вед : Попробуйте смоделировать, как экологическое воспитание можно

интегрировать с другими образовательными областями?

4 Задание - «Из бабушкиного сундучка» .

Прочитайте стихи, пословицы и поговорки о природе.

5 Задание – «Составь правильно вопрос» .

Вед : Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.

Подберите вопросы по теме :

«Деревья и кустарники»

«Домашние и дикие животные» .

6 Задание – «Почтальон принес посылку» (дегустация овощей и фруктов) .

Вед : Опишите то, что вы попробовали.

7 Задание – «Раздумье» .

Вед : Решите педагогические ситуации.

1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок?

(Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).

2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия?

(Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс : «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках?» ).

Список используемой литературы :

Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении : Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .

Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.

Рыжова Н. А. Программа «На дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , ТЦ «СФЕРА» , 2006

с эколого-экономическим содержанием со студентами и учащимися колледжа ДВГУ

Введение

Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.

Сложившаяся традиционная система образования строились на дисциплинарной основе и в соответствии с принципом самостоятельной работы обучаемого над заданием была ориентирована на подготовку к индивидуальной деятельности. Проблемы окружающей среды носят комплексный характер и для своего решения требует объединения усилий.

Экологическое образование, будучи междисциплинарным в своей основе, также требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время все большее распространение в экологическом образовании получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем, но и обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений в тех случаях, когда их практика в реальных условиях затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных и т.д.)

В последние годы компьютерные деловые игры как одна из эффективных форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в экологическом образовании.

Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использовании в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования экологической подготовки студентов (Ролле, 1992).

Цель курсовой работы:

Изучить возможность внедрения деловых игр в учебный процесс на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ.

Задачи курсовой работы:

Провести деловую игру “У озера” со студентами-экологами 1 и 3 курсов и учащимися естественного отделения колледжа ДВГУ.

Провести деловую игру “Всемирное рыболовство” со студентами-экологами 3 курса, со студентами-биологами 5 и 6 курсов специализирующихся по экологии, а также с учащимися естественного отделения колледжа.

Провести деловую игру “Стратиджем” со студентами-экологами 3 курса и учащимися естественного отделения колледжа.

Деловые игры: история развития, направление применения

История происхождения и распространения деловых обучающих игр.

Первые примеры применения деловых игр могут быть найденыв военном деле. Военные игры, изобретенные Герцогом Вертурини в 1796 г., были примером детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при составлении планов военных операций (Вульф,1992).

В 1997г. деловым играм в нашей стране исполняется 65 лет. Несмотря на то, что деловые игры заро­дились в нашей стране, и нашими специалистами создано много высокоэффективных оригинальных работ, мы сильно отстали от зарубежной практики использования их. Первый семинар разработчиков деловых игр был проведен в 1976 году под Москвой по инициативе ЦЕМИ и московского государственного университета, и в дальнейшем семинары для разработчиков деловых игр проходили каждые 3 года (Бирштейн,1992).

Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя.

Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США… Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Использование персональных компьютеров делает технологии обучения легко приспособляемыми в любых странах (Вульф,1992). Однако у нас в России и странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения и используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игрыначинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.

1.2. Основные направления развития деловых игр

Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.

Применяются деловые игры разной тематики:

· Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований.

· Игры при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой.

· Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором стратегии, называются предпринимательскими..

Деловые игры - это метод

Экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального.

Разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в промышленности, образовании, культуре и др. областях.

Обучения, используемый в учебном процессе.

Аттестации и выбора специалистов и руководителей.

Обучения общению, коммуникабельности, сотрудничеству.

Перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других качеств человека.

Пробуждения и развитию творчества.

Решения многих экологических проблем (Бирштейн,1992).

Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики.

В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства.

В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода (Бирштейн, 1992).

Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков.

Деловые игры способствуют:

Адаптации “новичка” к работе в данном учебном заведении;

Формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи;

Приобретению навыка работы на компьютере с использованием “обучающих программ”

Распад СССР на отдельные государства, полный развал промышленности и других сфер жизни, эксперимент в области демократических форм управления, переход на рыночную экономику - вызвал поток новых распоряжений, приказов и проектов - множество организационно-экономических новшеств, требующих нестандартного подхода внедрения их в жизнь. Деловые игры способны помочь в этом процессе.

Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить, используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование будет способствовать обучению демократизации.

Выделяют несколько областей использования деловых игр:

В научных исследованиях

При отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных областях

При обучении студентов и учащихся.

За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами, изменением структур управления, техническим прогрессом, развитием науки и экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране и странах СНГ тематика деловые игры круто повернулась в сторону перехода на рыночную экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие другие.

Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления, новые формы хозяйствования и пр., и наряду с этим, отсутствие подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость многочисленных новых деловые игры по широкой тематике.

Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.

Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального (Бирштейн,1992).

Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована (Бирштейн,1192)

На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто (подумаешь игра!). На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники “проваливают” игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод.

Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь.

Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных преподавателей-игротехников.

В настоящее время появилась потребность в специалистах новых специальностей (маркетологах, менеджерах, брокерах, предпринимателях и др.), с одной стороны, и наличие большого числа безработных (из числа военных руководителей, оканчивающих школы и др.) - с другой, вызвала отклик в развертывании краткосрочных школ и семинаров, обучающих соответствующим знаниям и умениям. Важным методом обучения в них являются деловые игры в сочетании с другими формами - МАО (метод активного обучения). Такого рода школы и семинары уже имеются в ряде городов: в Москве, С-Петербурге, Новосибирске, Пензе и др. Тем не менее их пока недостаточно, потребность в преподавателях-игротехниках настолько велика, что число имеющихся преподавателей-игротехников - “капля в море”. Для обеспечения движения применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого числа специалистов.

Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению

Деловые игры проявили себя как уникальный метод обучения, который способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересованность в изучении предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы, предназначены для выработки и принятия управленческих решений.

Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.

В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируется важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу. Еще в большей степени этому способствуют игры, созданные на основе математических моделей, которые в последнее время стали одним из основных методов экспериментальной экологии. Обладая наглядностью, относительно простые имитационные модели, воспроизводящие различного рода ситуации из природоохранительной практики, открывают новые возможности для обучения анализу и решению таких проблем (Ролле,1992).

Имитационное моделирование позволяет охватить в одной игре процессы, занимающие в природе многие десятилетия и даже столетия, и сжать их в масштабе игрового времени. Применение же ЭВМ позволяет существенно расширить возможности модели, давая возможность, например, смоделировать совокупный ответ природной среды на то или иное антропогенное воздействие, далеко выходя за пределы оценок изменения отдельных ее параметров, таких как степень чистоты воды, воздуха и почвы, лесистость территории, динамика численности животных и т.д..

Студенты охотно учатся когда им интересно, когда они находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность, если они свободно решают свои собственные проблемные ситуации и участвуют в составлении и развитии своих учебных планов.

3. Опыт проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство” и “Стратиджем”

Мы опробовали в учебном процессе три довольно известных деловых игры: “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем”.

Цели, которые мы ставили при обучении студентов:

Знакомство с моделированием как методом изучения актуальных проблем современности.

Знакомство с эколого-экономическими проблемами.

Формирование экологического мировоззрения учащихся.

3.1. Деловая игра “У озера”

Имитационная игра «У озера» (Комаров, 1994) предназначена для активного изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов для размещения отходов и принцип коллективной ответственности за качество природной среды.

Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 промышленных предприятий, расположенных на берегу одного озера. Участники игры исполняют роли директоров предприятий. Предприятия производят продукцию, для изготовление которой требуется вода. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная в процессе производства грязная вода сбрасывается в озеро, которое обладает некоторой ограниченной способностью к самоочищению.

Главная цель игры с точки зрения ее участников - получить максимальную при­быль. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли и принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние озера. Чем хуже качество воды в озере, тем меньше прибыль отдельного пред­приятия. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно матрице, в которой каждому уровню качества воды соответ­ствует та или иная прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды.

Оптимальное количество участников игры - 16 человек.

Известно, что эту игру нередко используют для выявления лидера в коллективе, например потенциальных старост групп.

3.1.2. Результаты проведения игры

Эта игра мной была проведена 4 раза. В ней принимали участие студенты-экологи 1 и 3 курсов, учащиеся колледжа и сборная команда студентов в общежитии № 4.

Для студентов третьего курса игра “У озера” была проведена в рамках дисциплины “Экологическое моделирование”. Для учащихся колледжа - в рамках курса “Экология(практические занятия)”. Для первого курса и для студентов проживающих в общежитии - вне учебного процесса.

В начале игры студентам была поставлена цель - получить максимум прибыли, и они старались выполнить эту установку. К середине игры стало очевидно, что загрязняя озеро, участники процесса сами уменьшают себе прибыль, но попытки тех кто предлагал перестать загрязнять озеро, оказались тщетными, только третьему курсу удалось на некоторое время остановить загрязнение озера, договорившись не делать сбросы. Игры проводились в течении двух-трех часов без перерыва. Играющие быстро входили в свою роль и, по их словам, вся игра держала их в напряжении и интерес не ослабевал.

Изменение качества воды в озере во времени для разных игр (рис.1) показывает, что ни в одном из случаев командам, принимавшим участие в игре, не удалось избежать существенного загрязнения вод. По-видимому экологическое образование помогло студентам 3 курса немного лучше других позаботится о состоянии озера. Максимальная частная прибыль одного участника достигла величины 1006 у учащихся колледжа, 999 - у студентов 3 курса, 968 - у студентов первого курса и 599 - у студентов, проживающих в общежитии. Потенциальная возможная величина прибыли каждого участника при оптимальном коллективном управлении составила бы не менее 2400.

На послеигровом обсуждении всем командам предоставлялась возможность оценить свою деятельность и проанализировать ход игры. Все пришли к выводу, что можно было избежать таких плачевных для озера и для предпринимателей последствий

3.2. Деловая игра “Всемирное рыболовство”

Деловые игры «Всемирное рыболовство» и «Стратиджем» требуют обращения к компьютерным моделям (Медоуз,1992)

Цели игры “Всемирного рыболовства”:

Продемонстрировать некоторые законы, лежащие в основе восстановление воз­обновимых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации,

Дать участникам возможность попрактиковаться в

Искусстве ведения переговоров и руководства группой,

Помочь участникам освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в условиях коллективного природопользования.

В деловой игре “Всемирное рыболовство” расширяется представление об ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб. Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад. Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится дорого, второе - ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре «У озера», участники хозяйственного процесса исполь­зуют общедоступный потенциально истощимый, но возобновимый ресурс. Если он используется со скоростью, большей, чем скорость его возобновления, то неизбежно и быстро истощается. Динамика рыбных стад и природные условия, на фоне которых приходится действовать участникам, моделируются компьютерной моделью, разработанной Д.Медоузом.

В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек). Каждая команда пред­ставляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды - попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответ­ствующем 1 году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла.

3.2.2. Результаты проведения игры

Игра “Всемирное рыболовство” была проведена мною со студентами-экологами третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и учащимися колледжа.

Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам студентов, более интересна чем игра “У озера”. В процессе игры для послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени. Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить, как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс “улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения. Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было приобретено командой пятого курса, а наименьшее - командой третьего курса, тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.

Деловая игра “Стратиджем”

«Стратиджем» - наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов, нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на высоком уровне.

Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты «птичьего полета», откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда - это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое, образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность ее участникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные теоретические модели управления экономикой страны.

Результаты проведения игры

На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на третьем курсе. На рис. 3.1 - 8.1 показаны графики изменения численности населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10 шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы - в промышленности и сельском хозяйстве - вложение капитала увеличило нагрузку на природную среду.

Графики на рис 3.2 - 8.2, показывают изменение количества продовольствия и товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения, согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это увеличивает смертность).

Рис 3.3 - 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и энергии в “странах” увеличивалось. Студенты во всех командах довольно эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4 - 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.

Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 - 8.5), однако этот процесс шел довольно медленно.

Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры поднималось довольно высоко (рис. 3.6 - 8.6). Это говорит о неплохой экологической подготовке участников игры.

3.4. Выводы

Кажется очевидным, что в игре “У озера” всем игрокам выгодно не загрязнять озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.

Как и в игре “У озера”, во “Всемирном рыболовстве” наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.

В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, “Стратиджем” обучает мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.

Оценка результатов игр участниками

После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:

Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное рыболовство”? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Стратиджем”?

Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?

Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других дисциплин специализации?

Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?

Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы могли бы их провести?

В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия?

Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?

Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.

Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:

Просто интересно.

На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека.

Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.

Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.

Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние.

Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.

Групповое решение влияет на состояние природного объекта.

Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.

Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра.

Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса (Да сгинет воровское истребление продуктов).

Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.

Оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать.

Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.

Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров.

Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией.

Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.

При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре определялся тем, что:

Нужно было просчитывать различные варианты.

Новое всегда интересно.

Игра заставляет думать, анализировать состояние и прогнозировать будущее озера.

Игрок чувствует себя человеком, реально влияющим на состояние среды в роли директора.

Ситуации связаны с жизнью.

Совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности участников игры.

Можно почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все происходит именно так и как найти оптимальный выход.

Отвечая на третий вопрос, студенты показали, что введение деловых игр в учебный процесс действительно может существенно дополнить образование будущих экологов. По их мнению, игры:

Наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем, задействованы компьютеры это не оставляет участника игры безучастным к теме, к экологическим проблемам.

Позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее решение.

Дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в долговременном плане, побывать в роли руководителя.

Дают надежду на практике применить свои знания.

Помогают приобрести навыки в учебе (в том, что мы изучаем теоретически).

Во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят нас со столкновению нас с реальностью.

Дают возможность делать все своими руками, очень хорошо заметна индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих.

Стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать.

Студенты готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:

Раз в 2-3 недели

Раз в месяц или даже чаще

2 раза в семестр

Не реже чем 1 раз в месяц

Раз в 3 месяца

Хотя бы раз в семестр

Студенты принимавшие участие в деловых играх, готовы стать игротехниками и самим проводить деловые игры в следующих аудиториях:

Со школьниками

С руководителями предприятий, воздействующих на окружающую среду

Просто со всеми

Со студентами других курсов и отделений ФОБЭП

В кругу своих однокурсников

Со студентами 1-2 курсов

Со школьниками старших классов

С ребятами других курсов, факультетов и старшеклассниками

С родственниками

По мнению студентов, ввести проведение деловых игр можно в следующих учебных курсах:

География

Биология

Литература

История

Высшая математика

Культурология

Общая экология

Популяционная экология

Региональные проблемы экологии,

Экомониторинг

Природные ресурсы

Экоэкспертиза

Другие, учитывая особенности каждого курса

Средние оценки за проведение игры:

У озера - 3- одна оценка, 4- одна оценка, 5- десять оценок

Всемирное рыболовство - 4- четыре оценки,5- восемь оценок

Стратиджем - 5 - девять оценок

Заключение

Согласно поставленным передо мной задачам, при выполнении курсовой работы были проведены:

Три игры “У озера” - со студентами 1 и 3 курса отделения экологии ФОБЭП и с учащимися колледжа

Четыре игры “Всемирное рыболовство” - с 6 курсом ОЗО (3 команды), 3 курсом отделения экологии (4 команды), 5 курсом ФОБЭП специализация экология (3 команды), учащимися колледжа группы 2Е (3 команды)

2 игры “Стратиджем” - со студентами 3 курса (3 команды), с учащимися колледжа (2 команды).

Был проведен анкетный опрос мнения участников игр о целесообразности включения деловых игр в учебный процесс, при обучении экологическим дисциплинам и формирования экологического мышления. Студенты весьма высоко оценили потенциальную полезность этого нововведения на отделении экологии ФОБЭП, поскольку игры дают им возможность почувствовать себя ответственными за принятие решений влияющих на состояние природной среды и общества, приучают их работать коллективно, дают представление о целостности и взаимосвязанных экологических процессов.

По их мнению игры содержат в себе полезную информацию, которую они пока не могут получить при других формах обучения. Студенты проявили готовность не только играть в деловые игры (с периодичностью от 2-3 недель до 3 месяцев), но и участвовать в проведении подобных деловых игр практически со всеми аудиториями в качестве игротехников. Они полагают желательным ввести деловые игры в такие учебные курсы, как: общая экология, популяционная экология, региональные проблемы экологии, экоэкспертиза, природные ресурсы и возможно в другие.

Исходя из опыта проведения деловых игр “У озера”, “Всемирное рыболовство”, “Стратиджем” на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ, я полагаю возможным ввести эту перспективную методику обучения в учебный план по специальности экология. Начиная с первого курса и последовательно расширяя тематику, проводить деловые игры вплоть до пятого курса. Некоторые игры можно повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре приносит студенту не меньше пользы чем первая игра.

В дальнейшем целесообразно было бы поддержать студентов намеривающихся создать клуб игротехников и стимулировать студенческое движение в этом направлении. Умение проводить деловые игры будет полезно им после окончания университета, и будет полезным делу экологического образования в целом.

Результаты работы по данной теме были доложены на краевой конференции по экологическому образованию в Приморье (Ащепкова, Служенко,1997)

Елена Владимировна Бахарева

Вед : Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал!

Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга

1 конкурс. Всё о животных.

1. Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.)

2. Назовите всех домашних животных и объясните, почему их одомашнили.

(Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

2 конкурс. Педагогические задачи.

Задачи для каждого участника, например :

1) Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков : сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

О чём нужно говорить с детьми?

2) Девочка принесла в д\с котёнка. Воспитатель в ответ : «Зачем принесла такого доходягу? Выбрось его сейчас же!» Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

Ваши действия?

3) В детском саду произошёл случай : группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча» , прыгали, играли с ним . Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

Ваша реакция на действия детей?

4) Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустарниками смородины и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы! –вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила :

Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

5) Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (детьми?

6) Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?. Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Вед : Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

3 конкурс. Викторина «Мы любим природу» .

Набор вопросов для каждого участника, за 3 минуты ответить на большее количество вопросов :

1. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинке? (по запаху)

2. Какие насекомые муравьи? (хищные)

3. Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)

= 4. Кто пьёт кровь : комары - самки или комары – самцы? (самки)

5. Чем питаются комары – самцы? (нектаром)

6. Кого вы знаете из пресмыкающихся? (ящерицы, змеи)

7. Кто из змей безопасен для человека? (уж)

8. Вскармливают ли родители-ужи своих детёнышей-ужат? (нет)

9. Какая самая ядовитая змея в мире? (кобра)

10. Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)

11. У кого из зверей самый длинный прыжок? (кенгуру, олень, заяц, лошадь)

12. Как называется заповедник, где выращивают и разводят

зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)

13. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дупле)

14. Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)

15. Кто видит ушами? (полевая мышь)

16. Где у кузнечика уши? (на ногах)

17. Есть ли у змеи уши? (нет)

18. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности.)

Вед : Хоть хвалиться не привычно,

Но, должны мы вам сказать

Что умеем на отлично

Мы трудиться и играть .

4 конкурс. «Найди и покажи»

Одной команде предлагается конверт с «портретами» 20 птиц, среди которых надо найти соловья.

Другой команде предлагается конверт с «портретами» 20 животных, среди которых надо найти горностая.

Вед : Занимался Петя в пятом,

Он считал себя юннатом.

Он читал друзьям доклады

О значении рассады.

Но ошибся он всерьёз

На экскурсии в колхоз :

На потеху всем ребятам

Он лопух назвал салатом.

5 конкурс. «Найди и назови» .

По предложенным листьям определить названия лекарственных растений, рассказать о их применении; перечислить ядовитые растения.

Малина – потогонное, вит. С;

Шиповник – желчегонное, печень;

Подорожник – раны, кишечник;

Одуванчик – печень, ожоги, пищеварение;

Смородина – ревматизм, потогонное, вит. С;

Белена, Дурман, Волчьи ягоды.

Вед : Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить как без махорки,

Без хорошей поговорки

Или присказки какой!

6 конкурс. «Сделай сам»

За 10 минут сделать поделку из природного материала.



7 конкурс. «Домашнее задание»

Выставка дидактических игр по экологическому воспитанию в ДОУ .

Считаю, что педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у дошкольников и понимания основ экологического сознания . Для решения задач экологического воспитания необходимо интегрировать различные виды деятельности в режимных моментах пребывания детей в детском саду.

Римма Бирюкова
Деловая игра «Экологическая гостиная»

Деловая игра «Экологическая гостиная »

Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;

совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры .

Материалы : репродукции картин русских художников И. Левитана : «Март. Большая вода» , «Золотая осень» ; И. Шишкина : «Корабельная роща» ; И. Грабаря : «Февральская лазурь» ; аудиозаписи классической музыки для музыкального фона; магнитофон; лукошко; билетики с заданиями; познавательный материал на группы; папка с методическими указаниями и наблюдениями; выставка книг – новинок по теме.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на предстоящую работу.

а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие» .

Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

б) Приветствие друг друга.

Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например : «Ты нежна» , «Солнышко» и т. д.

2. Работа, направленная на достижение поставленной цели :

а) Вводное слово.

Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Но где бы ни находился детский сад - в шумном городе или тихом поселке - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели -

Это в моих руках.

В. Солоухин

Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

Природа - источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.

Воспитатели рассказывают об интересных случаях.

Природа - источник красоты

Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок - нежный, маленький подарок грядущей весны.

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?

Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.

Природа - источник доброты

В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания доброты чувств.

Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

Природа – источник здоровья

Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.

Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха - прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это - целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.

Игра «Экологическое лукошко »

(Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

(Е. Чарушин.)

(Клен.)

«сказки-несказки» . (В. Бианки.)

(Клюква.)

(Наблюдение.)

(Животное.)

(Птицы.)

(Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

(Экспери-ментирование.)

(Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний , умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Решение педагогических ситуаций

(задание воспитателям по группам)

1. На лесной поляне играют

Самый маленький кричит

останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

отвечает : «Просто так.»

бросила игра

Проверка домашних заданий

1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.

2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию .

3. Познакомить с настольными играми , имеющимися в группе по экологическому воспитанию .

Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками) .

3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.

Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

Самый маленький кричит : «Давайте поймаем бабочку и подожжем

ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

останавливает мальчика и спрашивает : «Зачем же вам поджигать

бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает : «Просто так.»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила : - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра ! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию .

2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.

3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию .

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные