Игрушка петрушка своими руками из ткани. Мастер-класс: изготовление и описание куклы-петрушки

Герои русского кукольного театра известны малышам с самого раннего возраста. Одним из таких является Петрушка – своеобразный и характерный шут с веселым характером и добрым нравом. Первоначально он был создан в виде куклы перчаточного типа, которой движениями собственной руки можно было придать активный характер.

Соединяем изготовленные детали, получаем самую выразительную из народных кукол – Петрушку.

Как ещё можно её сделать?

Если голова из папье-маше может остаться такой же и у других вариантов куклы, то одежда может быть вязаная. На кукольных моделях такие вещи смотрятся особо трогательно и оригинально. Связать можно и голову. Такой герой делается методом вязания крючком по кругу столбиками безнакида. Народная любимая кукла может быть сшита полностью из ткани, используя специальные выкройки. Вырезав каждую деталь, шьем по местам их соединения. Затем наполняем внутреннюю полость головы чем-то мягким, например, поролоном, ватой,холлофайбером. Рубаху наполнять не стоит.
Это удобное место для руки, управляющей движениями куклы. К низу рубахи можно пришить ноги, изготовленные аналогичным образом. Тогда при оживлении игрушки движениями руки они будут смешно раскачиваться, придавая образу особой выразительности.Не бойтесь, что не получится! Сшейте и увидите, насколько это дело увлекательно и заманчиво. А герой, получившийся в результате такой интересной работы, будет не только симпатичным и милым, но и согретым теплом вашей души, которой со щедростью поделится с детьми.

Comments

Related posts:

Кукла перчатка своими руками, петрушка, буратино, дед, лиса, выкройки / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК Кукла тильда балерина своими руками, мастер класс / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК Кукла из ткани своими руками, фото, идеи, мастер класс, видео / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК Кукла Берегиня Северная своими руками, описание, фото, видео / Игрушки своими руками, выкройки, видео, МК

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Введение

“Театром Петрушки” называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки - вроде перчатки. Рождение театра Петрушки относится к 1589 году. Это начало было положено во Флоренции, постепенно кочуя по всем государствам. Петрушка перебирается к нам в страну. Комическая фигура Петрушки родилась в России в ХVII веке.

Во всем мире с давних пор установились целые “действия”, которые в старину придали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела - это символизирует приход весны, где участвует тоже кукла. У каждого народа были свои обряды, свои игры, где и участвовали куклы. До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество, были запрещены всякие скоморошьи потехи во избежание “святотатства”. А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом. И только в конце 17 века при гуманном правлении царя А.М. Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с Петрушкой.

Но прошли годы и Петрушку опять убрали со сцены - запретило царское правительство. Но никакие гонения, страшные указы не могли истребить в народе любовь к кукольному театру. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпак и орудует дубинкой.

В наше время очень много существует кукольных театров, особенно в крупных городах. Заслуженный артист кукольного театра С.В. Образцов положил начало этому великому делу.

Куклы могут быть различного типа: марионетки, тростевые и теневой театр, но самый простой по своему сложению для детей – это перчаточная кукла. Такую куклу можно сделать самому или вместе с родителями.

Как самому сделать куклу петрушку

С чего начать?

Самая простая кукла состоит из тельца - рубашки, головки и ручек. Тельце - рубашка кроится по руке кукловода из материи (рис. 1). Голова может быть сделана из разных материалов: из дерева (лучше всего использовать липу), из хлеба или пластилина, из пластмассового шарика. Но обычно делают голову из папье-маше. Вырезать голову из дерева не всякий сможет, тут нужно иметь навыки резчика-профессионала.

Голова из шарика

Подойдет любой пластмассовый шарик или мячик. Нужно только прорезать отверстие, чтобы шарик легко надевался на указательный палец руки кукловода (рис.2).

Голова лепная

Вылепить голову можно из хлеба или пластилина. Это может быть не только голова человека, но и мордочка собачки или лисы. Дети очень выразительно лепят всяких зверушек.

К голове пристраивают патрон из картона, чтобы в него легко входил указательный палец кукловода. Такая головка надевается на тельце - рубашку. Ручки куклам мастерят из материи или кожи, как, например, у Собаки на рисунке 3.

Голова из бумаги

Голову из бумаги сделать быстрее и проще всего. Плотная бумага режется полосками и накручивается на указательный палец руки, одетый в перчатку или рубашку в форме перчатки. Полоска бумаги накручивается в несколько слоев и получается голова цилиндр (рис. 4). Каждый слой бумаги при этом необходимо проклеивать, а кончик полоски закрепить с тыльной стороной клеем. На цилиндр мастерится шапочка или парик из ниток, поролона или бумаги (рис. 5). Голова разрисовывается; это сам Петрушка, то наклеивается нос (рис.6). Затем голова раскрашивается красками или фломастерами ил и апплицируется цветной бумагой.

Голова из папье-маше

Для изготовления папье-маше нужно иметь:

Клейстер мучной и ПВА;

Оберточную и газетную бумаг;

Белую бязь;

Доску с колышком.

Вылепленную из пластилина голову куклы укрепляют на доске с колышком (рис.7).

Обмазывают голову вазелином и начинают оклеивать ее мелкими кусочками бумаги, чередуя слои газетной бумаги и плотной оберточной.

Первый слой кладется без клея из намоченной в воде газеты. Кусочки кладут небольшими по размеру полосками так, чтобы края полоски находили друг на друга.

Второй слой - из оберточной бумаги - также кладется небольшими кусочками, но уже пропитанными клейстером.

Обычно кладут слоев шесть, но можно и больше - для прочности. Чтобы голова из папье-маше высохла, следует подождать сутки.

Высохшую голову делят на две половины: лицевую и затылочную. Размечают карандашом линию и разрезают папье-маше острым ножом. Аккуратно снимают половинки с пластилиновой формы, если необходимо - с помощью острого ножа, и склеивают их полосками бязи. Для склейки применяют клей ПВА.

Кусочки бязи режутся на ровные полоски длиной 4-5 см. и шириной 1 см. Эти кусочки склеиваются изнутри формы по краям затылочной частей так, чтобы полоски при складывании половинок сошлись “в замок”, как пальцы двух рук (рис. 8). Когда клей подсохнет, можно оклеивать голову бязью и апплицировать.

Аппликация головы

Аппликация головы человека или животного - работа художественная и очень ответственная: рождается образ куклы.

На рисунке 9 изображена общая форма человека, но кто девочка или мальчик, а может быть старенькая бабушка? Все зависит от фантазии художника, кого он хочет создать. Допустим, это будет кукла мальчика. Тогда головку надо оклеить трикотажем светлого розового цвета. Волосы апплицировать из светлого бархата. Пуговки для глаз подобрать голубые. Губы обозначить алой ленточкой. Получится мордашка как на рисунке 10. Мальчика одеваем в кофточку - кукла готова. Таким образом, создается кукла человека. Теперь перейдем животным. Попробуем сделать лису.

Для работы нужно:

Заготовить голову из папье-маше;

Сшить перчатку из бязи для тельца;

Запастись материей рыжего и белого цвета (бархат или мех, подойдет любая ворсистая ткань);

Для мордочки надо взять пуговицы (глаза), кусочки черного бархата, полоски белого атласа, для носа - кусочки черной кожи.

IIорядок работы

Голову из папье-маше закрепляют на станке с колышком и оклеивают ее белой бязью. Если лиса одета в яркий сарафан, то мордочку ее целиком апплицируют оранжевой или красной тканью. Носик оклеивается кожей или черным атласом. Главное - выражение глаз. Для придания глазу выразительности необходимо под пуговки глаз поместить прокладку. Прокладки для глаз вырежьте из бумаги и приложите к мордочке - таким образом, определяется нужный размер. Подглазники из белой материи наклеиваются на черный атлас - так получается черная каемка вокруг белого подглазника. Это придает глазу четкость и выразительность.

Очень важен разрез глаза: глаз круглый - глупый, узкий - лукавый, вытянутый кверху - наивный (рисунок 11). Вместо пуговиц можно использовать кожу, потом ее покрасить лаком. Кожа удобна тем, что можно вырезать зрачок любой формы и величины. Работая над гримом головы, какого-нибудь животного, старайтесь его “очеловечить”. Вот, например, у волка, так расположить космы на голове, чтобы получилось подобие прически. У медведя могут быть бакенбарды и брови - он будет напоминать старика. “Очеловечение” зверей в кукольном театре - обычное явление, ведь они и говорят как люди. Маленького медвежонка наивные детские глаза и чубчик делают мальчишкой. Лисе, чтобы морда была выразительней, добавляют черный цвет на кончики ушек, а белый - на лоб и грудку.

Голова на гапите

Куклы, о которых было сказано выше (“Предстоящие” куклы), обычно делаются без ног. Они называются “Перчаточными”. Костяк такой куклы - это три пальца человеческой руки. На пальце - голова куклы, а большой и средний пальцы - ручки или лапки куклы. Если голова маленькая, то управлять куклой тремя пальцами очень легко. Но голова из папье-маше, да еще очень крупная, как, например, у медведя, не удержится на детском пальце, даже если использовать бумажный патрон. На помощь приходит гапит. Это деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой. Кукловоду на таком гапите легко удержать куклу (рисунок 12). Но лапы такой большой куклы не управляются пальцами, а набитые ватой, просто болтаются по бокам туловища.

Заключение

Как уже было сказано. Петрушку можно сделать из любого материала, какой есть под руками. Это и бумага, различные лоскуты, вата, кожа, шерсть и т. д.

В ребенке изначально заложено стремление к игре. Завалить ребенка красивыми заграничными игрушками - хорошо, но это мало. Бывает простая кукла, завернутая в одеяльце, дороже любой роскошной куклы.

Таким образом, имея этот материал под руками можно научить ребенка самого делать куклы - петрушки и приводить их в действие, то есть, выступать на ширме со спектаклем в кружке или дома, импровизируя перед родителями или обыгрывая сказки.

Список литературы

1. Аблынин, Б. Режиссер самодеятельности театра [Текст] / Б. Аблынин. – М., 1991.

2. Белюшкина, И.Б. Театр, где играют дети [Текст] / И.Б. Белюшкина. – М., 2001.

3. Демени, Е. Театральная кукла и ее устройство [Текст] / Е. Демени. - Л.,1991.

4. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М., 1982.

5. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов [Текст] / Г.И. Перевертень. – М., 1990г.

6. Смирнова, Н.И. И оживают куклы [Текст] / Н.И. Смирнова. – М, 1982г.

7. Смирнова, И. Самодеятельный театр [Текст] / И. Смирнова. - М., 1995.

8. Соломоник, И.М. Куклы выходят на сцену [Текст] / И.М. Соломоник. – М, 1993г.

Управление образования администрации Константиновского района

Амурской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Номинация: Разработка мастер – класса

Тема: Изготовление перчаточной куклы «Петрушка»

Чупракова Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

8-961-954-71-85

с. Константиновка

2015 г.

Оглавление

Введение 3

1. Основная часть 4

1.1 Организационный момент 4

1.2 История Петрушки 5

1.3 Инструменты и материалы 5

    1. Подготовка массы папье – маше 6

1.5 Лепка головы 7

1.6 Пошив костюма 8

1.7 Роспись головы 9

1.8 Изготовление волос 10

1.9 Соединение деталей куклы 10

Заключение 11

2. Список использованной литературы и источников 12

3. Приложения

3.1 Выкройка костюма и шапки 13

3.2 Схема перчаточной куклы 14

3.3 Словарь театральных терминов 15

3.4 Техника безопасной работы 16

3.5 Куклы, изготовленные в технике папье – маше 17

Введение

Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.

Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования , учителей, реализующих программы по кукольному театру.

Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы с использованием презентации, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.

Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.

Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня. Волосы для куклы можно прошить руками швом «назад иголка» или на швейной машине под руководством педагога.

Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра

Задачи: Образовательные:

- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.

Развивающие:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

Развитие интереса к творчеству, театру.

1.Основная часть

1.1 Организационный момент

В. Берестов «Рука – артистка».

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:

Мой красивый колпачок

Сдвинут лихо на бочок.

Я забавная игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Ну, конечно же, Петрушка.

1.2 История Петрушки.

Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и

рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.

Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).

Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ .

1.3 Инструменты и материалы, необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.

Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).

1.4.Подготовка массы папье – маше.

Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.


Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.

1.5 Лепка головы.

Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.


Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.

Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.

Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.

1.6 Пошив костюма

Инструктаж по технике безопасности (приложение №4).

Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.

Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.

Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.

Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).


Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.


Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


1.7 Роспись головы.

Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.


Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.

И нам уже улыбается веселый Петрушка!

1.8 Изготовление волос

Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.


1.9 Соединение деталей

Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.

Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение

В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей. (см. приложение № 5)

Кукла, созданная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Основное тут - не конечный результат, гораздо важнее сам процесс: создавать и реализовывать собственный образ, отражающий индивидуальность автора. С этого начинается художественный опыт ребенка, благодаря которому возникает интерес к творчеству.

Рефлексия.

Молодцы! Занимались вы сегодня хорошо.

Посмотрите внимательно на стол. Здесь вы видите две куклы: Машеньку и Капризулю. Они не просто здесь стоят с корзинками. Если вам понравился мастер - класс и всё понятно, то вы берёте индикаторы вашего настроения (см. приложение №6) (смайлики: улыбка, радость и грусть) и кладёте им в корзинки.

Маше в корзинку вы кладёте:

Смайлик «улыбка» - занятие понравилось и всё понятно.

Смайлик «радость» – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

А в корзинку Капризули:

Смайлик «грусть» - ничего не изменилось в моём настроении, мне ничего не понятно.

Уважаемые гости, очень просим вас оставить своё мнение в виде смайликов.

Спасибо всем за внимание!

2. Список использованной литературы и источников

    Алянский Ю. Л. Азбука театра:50 маленьких рассказов о театре. – «Детская литература» 1990.- 159 с.

    Гукасова А.Л. Внеклассная работа по труду. – «Просвещение», 1981.

    www.olesya-emelyanova.ru

Приложение №1

Выкройка костюма и шапки

Приложение №2

Схема перчаточной куклы


Приложение №3

Словарь театральных терминов

Гансвурст - герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Его имя в переводе значит «Ганс-колбаса». Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою - Касперу, который, впрочем, унаследовал некоторые его черты.

Карагез (Черный глаз) - герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и активной ненавистью к власть имущим.

Патронка – трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею и руки куклы. Патронка позволяет закрепить голову и руки куклы на пальцах кукловода.

Панч - популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар - образец народного английского юмора злой сатиры

Перчаточная кукла (иначе называется - петрушечная, по имени героя русского народного театра кукол Петрушки). Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая надевается чаще всего на три пальца руки кукловода: один палец - в голову куклы, два пальца - в руки куклы.

Пищик - простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту.

Пульчинелла, персонаж итальянской комедии.

- герой французского театра кукол. Возник в середине XVIII века. Находится в прямой связи с итальянским , но Полишинель обзавелся двумя горбами - спереди и сзади. Как говорят, горб спереди появился от обжорства. Полишинель по своему характеру- весельчак и немножко циник.

Шарманка - старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок.

Приложение №4

Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа, кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3. При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу.
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7. Желательно, чтобы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз, после работы, колющие предметы убирают на своё место.

Мастер-класс по рукоделию из бросового материала. Изготовление куклы-забавы "Петрушка в кулёчке"

Я совсем не зелень с грядки,
Хоть зовусь Петрушкой!
Буду я для вас, ребятки,
Куколкой-игрушкой!


Цыпурина Антонина Ивановна,учитель технологии и изобразительного искусства. Место работы: МБОУ СОШ ЦО №5 г. Суворова Тульской обл.
Цель: Активизировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.Приобщить детей(взрослых)к основам русских культурных традиций посредством изготовления кукол.
Задачи:
- Развивать творческие способности и трудовые навыки при изготовлении кукол.
- Развивать сенсорные моторные навыки при изготовлении кукол.
- Развивать самостоятельность,творческую фантазию,аккуратность, умение доводить дело до конца.
- Закрепить знания и навыки безопасной работы.
- Воспитывать уважение и интерес к традициям своих предков.
Описание:
Мастер-класс рассчитан для родителей, учащихся среднего звена,учителей, воспитателей. И школьники и взрослые могут эту поделку изготовить для подарка малышам. Игрушка занятная. Интересно позабавиться даже взрослому. Может быть использована в кукольном театре.
Познавательная информация
Часто в школе мы мастерим с детьми игрушки разной сложности. Многие скажут, что игрушка безделица. Лишь бы чем-нибудь было занять ребёнка.Но это далеко не так! Игрушка, сделанная руками ребёнка (да и взрослого тоже)"оживает". У неё появляется свой характер. В неё вложена душа и желание. Кукла-первая среди игрушек. История куклы прослеживается со времён строительства пирамид и до наших времён. Кукле почти столько же лет -сколько человечеству. Но она остаётся вечно юной. Дети всегда находили время для игр и потех.Потому что детская натура такая-игра с куклой помогает не только выплеснуть накопившуюся энергию, но развивает и учит. При изготовлении нашей игрушки не только вырабатывается умение работать инструментами, но и вкус, аккуратность. С такой игрушкой можно дома и с младшим братом или сестрой поиграть-вот вам и умение общаться друг с другом. Сила воли тоже пригодится. Если доведём начатое дело до конца-то поиграем и мы с вами.


Выкройки:
1. Кулёчек может быть какого угодно размера, по желанию. В зависимости от размера и назначения куклы. В моём случае для игры в детскую ручку след.размеры..Для изготовления выкройки кулёчка(как у меня) использовать формат листа А-4. Радиусом 17см провести дугу. В последствии по ней отрезать.При выкраивании на цветном картоне сделать прибавку 1-2см.(на чертеже видно где) с обеих сторон для склеивания при скручивании кулёчка. Я закрепила ещё и узеньким скотчем узеньким для прочности.


2. Для изготовления выкройки рубашки тоже использовать формат А-4. А дальнейшее построение видно на чертеже.


Приготовить:
1. картон для кулёчка. Можно использовать красочную часть коробки от конфет;
2. кусочки ткани для рубашки и колпачка(произвольные);
3. палочку для основы(можно использовать ветки при обрезании кустов);
4. теннисный шарик или пенопластовый;
5. остатки: кружева,ленточки, тесьма...для воротничка и декора рубашки;
6. клеевой пистолет или клей момент или степлер;
7. бусину для удобства держаться за палочку;
8. скотч;
9. если кулёчек из простого картона-для декора можно использовать остатки обоев, гофробумагу.

Ход работы

Делаем кулёчек из картона и закрепляем скотчем тонким. Высота моего кулёчка 16см. Этот размер как раз подходит при использовании для головы теннисного шарика


При необходимости декорирования кулёчка используем обои. Вычерчивая сегмент по размеру кулёчка.


Вырезанная деталь из обоев для декорирования.


Оборачиваем кулёчек красивой бумажкой и "домик"для куклы готов.


С одной стороны палочки закрепляем клеем шарик,предварительно сделав отверстие в нём.


Выкраиваем 2детали рубашки произвольной формы,выдерживая пропорции относительно головы и кулёчка.. Размер головы может быть у каждого свой.


Стачиваем по линии кроя на швейной машинке или швом"назад иголка".


Просовываем палочку с головой в отверстие (для шеи)рубашки и приклеиваем по линии горловины.Место склеивания декорируем по своему усмотрению. У меня тесьма собранная на сборку. Можно тоже приклеить для надёжности.



Присоединяем рубашку к кулёчку удобным для вас способом: степлером, клеем, клеевым пистолетом.


Место соединения рубашки с кулёчком определяете сами.


Готовим волосы для игрушки из пряжи.



Приклеиваем к голове.
В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные