Примерный рассказ о детской рубашке. Примерный рассказ о детской рубашке Сочинить рассказ о красивой летней лужайке

Номинация «Проза» - 7-11 лет

Об авторе

Диане 9 лет, она ученица 3 «А» класса МОУ «Гимназии №2» города Чистополя Республики Татарстан.

Диана увлеченный человек. Она с удовольствием занимается творчеством и на уроке, и дома. Любит мастерить, лепить из пластилина различные поделки. А со второго класса начала писать стихи, небольшие рассказы. У неё, как мне кажется это получается красиво.

Весна пришла!

После долгой и холодной зимы приходит красавица-весна. Весна - моё любимое время года. Солнце пригревает, быстро тает снег, и по земле начинают торопливо бежать ручьи. Из-под снега появляются подснежники. На деревьях, радуясь весне, поют птички.

Гуляя на улице, хочется всё больше и больше вдыхать этот свежий весенний воздух, радоваться ярким солнечным лучам. Весной мне нравится смотреть на длинные-длинные сосульки, которые свисают с крыш домов. Они сверкают на солнце, как алмазы. Только недолго им осталось украшать крыши домов. Они скоро растают навсегда.

Весной вся природа оживает. Я иду по своей улице и удивляюсь: как кругом стало красиво!

На лужайке желтые пятнышки, как маленькие солнышки. Это цветы мать-и-мачехи. Молодая трава пробивается зелёная-зелёная. Вот пролетел первый шмель. На мою руку осторожно села красивая бабочка. Она расправила свои крылышки и замерла. Ей пока не очень уютно. Ведь она нуждается в тепле, в солнце. Сейчас она погреется под его лучами и снова полетит.

Как хорошо весной! Мне хочется побегать босиком по лужам, сплясать, громко запеть, веселиться. На душе радостное, весёлое настроение. Весна радует меня своими звуками и красками.

Весна красуется,

Поёт за окнами.

И как нам хочется

Июнь-Хлеборост . Пробудилась к началу лета природа и теперь наступает ее активный рост, поэтому и месяц называют - Хлеборост. Колосится рожь, сады наполняются бурно цветущей зеленью. Солнце поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым.

Июнь: теплом окутывает землю

Описание природы лета в самом ее начале,в июне (I - II неделя) .
Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15 +17° C.

Лету нужно время, чтобы разгореться. Впереди еще долгие жаркие, знойные и просто теплые приятные деньки, когда солнце просыпается рано, а заходит очень не скоро, давая вволю нагуляться, прежде чем погрузиться в сумерки. А вот и солнце начинает припекать, наступают жаркие дни. Зелень вовсю цветет, одаривая съедобными травами. Небосклон голубой и чистый, время от времени проплывают по нему пушистые облака. Прогретый воздух источает аромат цветения.

И, вдруг, неожиданно, жаркое летнее солнце сменяют надвинувшиеся тучи. Небо стремительно темнеет. Ведь только что было солнце, а теперь его поглотила грозная тьма, надвигаясь фронтом, покрывает все живое во мрак. Природа настораживается, птицы затихают, лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь, готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своем пути.

Первыми залпами ударяет гром, и тут же, водой как из ведра, заряжает ливень. Неба не видно, лишь отблески молний с треском чередуются с раскатами грома. Гроза стихает так же неожиданно, как и началась. Небо светлеет, вспышки молний становятся реже, раскаты грома уходят в сторону. Проглядывают первые лучи солнца, ярко отражаясь в лужах. И снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, животные выходят из укрытий. Тем временем в лесу, в самых потаенных темных местах появляются первые грибы.

Начало лета в народном календаре

"Ласточка утро начинает, а соловей вечер кончает "

В самом наступлении лета, издревна на Руси совершался уникальный обряд "крещение кукушки". После полного ухода зимы, холодных ветров и ненастий, надобно было задобрить летнюю природу на новые растительные силы, добрую погоду и на благородный урожай. В древней Руси описание лета с первых дней было так. Ранним утром в первое воскресенье лета русские девушки уходили в лес, чтобы найти траву ятрышник - ее называли кукушкины слезки, и затем, срывали, несли в избу, чтобы шить наряды, каждая для своей кукушки. Затем кукушек кумовали, встречаясь между собой, люди обнимались и целовались. Ведь породнясь друг с другом, став ближе, вместе они приближали к себе щедрость лета.

В июне всходит хлеб, не даром месяц июнь называли "хлеборостом". Всю первую декаду месяца на полях происходил активный сев, начиная с дней Фалалея-Огуречника и Олены, 2 и 3 июня, из названия которых видно, что в эти дни сажали огурцы, лен, запоздалую пшеницу, а также ячмень с гречихой. 7 июня появлялась тля, питающаяся соками растений, выделяя медвяные росы. К 11 июню на Федосью-Колесницу уже всходили колосья хлеба, к этому времени сажали бобы. С самого раннего рассвета до позднего заката люди трудились в поле, чтобы успеть до окончания сева, который приходился на вторую половину июня ко дню равноденствия.

Лето в русской поэзии

Лето… Одно из самых удивительных, красивых и ярких времен года. Летняя природа особенная, впечатляющая. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами ощущениями. Это сочные луговые травы, аромат полевых цветов и даже сумрак, прохлада елового леса. Все природное великолепие лета нашло отражение в творчестве знаменитых русских поэтов. Они посвятили прекрасной поре огромное количество романтических, волнующих строк.

Настоящим гимном пробуждающейся природе является ода летнему утру Сергея Есенина. Его лето теплое, умытое серебристой росой, очаровательное в своем спокойствии. Эта восхитительная природная идиллия ежедневно разлетается с наступлением дня на осколки повседневных забот, чтобы следующим утром возродиться снова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

Афанасий Фет в своем творчестве глубоко описывает природу летом, в частности, строки стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», вызывают ассоциацию со зрелостью чувств, взаимоотношений. Аллегоричность строк передает особую остроту жизни и смысловую наполненность через романтические чувства, легкость бытия и ауру беспечности.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Лето бывает разным. Каждый видит его по-своему, испытывая порой смешанные и противоречивые, но неизменно сильные чувства.

Июнь: солнце идет на поворот

Описание летней природы июня (III - IV неделя) .
Продолжает цвести сирень, запах свежей травы разносится по округам. Летняя природа наполняет воздух растительными благовониями. Вот уже и тополь распустил пух в семенах, чтобы только дождаться легких порывов ветра, разносящих новую жизнь по округе. В лесу, в стоймах и водоемах разносится запах пряностей, уже не цветочный, а сладкий травный.

Вовсю поспевает зелень, а вот уже и земляника проклюнулась к концу месяца. А за ней уже и черника поспевает, только успевай собирать. В утренние часы слышен крик ласточек, днем в водоемах квакают лягушки, а вечер заканчивается колыбельной песней соловья. Это время описывает летнюю природу как самое благодатное теплое время года для работы в поле, вечерних прогулок и ночных посиделок у костра.

По парковым аллеям проносится легким ветром белая метель из тополиного пуха, эдакая зима в пушистых теплых снегах. Полянки покрыты белыми головками полчища одуванчиков, словно сотни маленьких астронавтов высадились на землю. Вот-вот ветер, покачивая одуванчики из стороны в сторону, сорвет семена в парашутиках и понесет восвояси. Слышен писк птенцов, доносящийся с крон деревьев, родители едва успевают прокормить прожорливых взрослеющих птенцов. Молодняк растет быстро, не заметишь, как уже выскочит из гнезда, раз-два и полетел.

Вторая половина месяца в народном календаре

"Солнце с Петра-поворота смягчает ход, месяц на прибыль идет"

В июне цветут самые разные растения, лекарственные травы, поднимается Иван-да-Марья, на каждом шагу подорожники, лютики, приглаживается теплыми ветрами Иван-Чай. Лесные опушки рассыпаются в сочных точках ягод. В лесу можно насобирать много спелой земляники, а чуть позже на кустиках повыше покраснеет и дикая клубника.

Наступает день 25 июня - точка солнцеворота. С этого времени солнце поворачивает в сторону сокращения дней. Теперь по утрам низко над землей траву покрывает холодная роса. Эту природную воду можно пить, потому что она очень чистая, собранная из осевших паров воздуха, летняя роса не содержит отложения солей. Под конец июня 29 числа приходит Тихон, и, действительно, солнце сокращает ход, да, и птицы стихают. Солнце медленно, неспешными шагами зависает на небосклоне. Только в тени укрытия лиственных деревьев есть спасение от нарастающих в силе раскаленных лучей. Лето переходит в жаркий июль.

Лето в русской живописи

Русские художники очень красочно и разнообразно передают картину летнего пейзажа. Здесь можно увидеть и величественные зеленые деревья, и колосящееся поле, и необыкновенное бирюзовое небо с легкими нежными белыми облаками.


(Картина Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье")

Описание летней природы необыкновенно красочно представлено на картине Б. В. Щербакова "Июнь в Подмосковье", где изображена настоящая зелень леса. С переднего правого угла в глубину картины, извиваясь проложенным руслом, лежит ровная гладь реки. По обе её стороны стоят могущественные деревья, похоже, что это сосны в вперемешку с лиственными породами. Справа, почти у реки одиноко стоит стройная березка. На переднем плане слева - стога убранного сена. Верхнюю часть картины занимает чистое небо, на котором видны только пушистые белые облака.

Перед нами рубашка. Она маленького размера и роста, поэтому её может носить только ребёнок. Пуговицы справа - значит, это мужская одежда. Рубашка байковая, тёплая, её лучше носить зимой, ранней весной или поздней осенью, когда бывает холодно. Она синяя, в клетку.

Части рубашки: два длинных рукава, заканчивающиеся манжетами, которые застёгиваются на пуговицы. Есть ещё воротничок и два кармашка.

Рубашку шили портные; для этого им были нужны ножницы, нитки, напёрсток.

Рубашка может испачкаться, порваться, поэтому надо быть аккуратным и бережно относиться к одежде. Грязную вещь стирают, сушат и гладят.

(Такой рассказ можно составить о любом предмете одежды.)

Примерный словарь

Существительные: пальто, платье, костюм, брюки, рубашка, куртка, свитер, кофта, юбка, фартук, сарафан, колготки, чулки, носки, шарф, платок, кепка, шапка, пояс, ремень, варежки, перчатки; размер, рост, цвет; пола, лиф, подол, спинка, воротник, манжет, застёжка, завяз­ка, резинка, молния, крючок, кнопка; байка, трикотаж, драп, шерсть, мех, ситец, сатин, шёлк; ателье, примерка, витрина, манекен, манекенщица, модель, фасон, фигура, напёрсток.

Прилагательные: высокий, средний, низкий, полный, худой, лёгкий, плот­ный; пуховый, шерстяной, ситцевый, шёлковый; чистый, грязный, новый, старый, нарядный, праздничный, будничный; короткий, длинный, детский, взрослый; вязаный, сшитый, кожаный.

Глаголы: примерять, строчить, обмётывать, пороть, отрезать, подшивать, штопать; надевать, снимать, одевать, раздевать, застёгивать, расстёгивать; вязать, вдевать, складывать.

Дидактические игры

1. «Назови». Какие предметы одежды ты знаешь?

2. «Что носят?» Что носят девочки (мальчики)?

3. «Во что одеты?» Во что одета Таня? Во что одет Вова?

4. «Чья одежда?» Платье - женская одежда, рубашка - мужская.

5. «Поможем кукле одеться». Ребёнок одевает куклу и комментирует свои действия.

6. «Три сезона». Ребёнок объясняет, почему одежда бывает летней, зимней и деми­сезонной.

7. «Когда надеваем?» Шубу - зимой, ситцевый сарафан - летом, куртку - весной, осенью.

8. «Из чего шьют?» Вещь - материал: шуба - из меха, блузка - из шёлка...

9. «Что шьют?» Материал - вещь: из шерсти - зимнее платье, юбку, костюм...

10. «Кому принадлежит эта вещь?» Купальник - девочке, плавки - мальчику, брюки - могут принадле­жать и мальчику, и девочке.

11. «Назови части одежды». Шуба - две полы, спинка, два рукава, воротник.

12. «Что получится?» Ребёнок рассказывает, какая одежда может получиться из таких частей: два рукава, воротник, карманы, пуговицы. Рубашка, кофта, пальто, шуба, халат, пиджак.

13. «Чем отличаются?» Рубашка от кофты: рубашка - мужская, она застёгивается слева на­право; кофта - женская, она застёгивается - справа налево. Пиджак от пальто: у них разная длина, и, как правило, они сшиты из разных материалов.

14. «Чего не хватает?» Детям показывают картинку с одеждой или настоящую одежду без рукава, воротника и т. д.

15. «Куда эту часть?» Длинный рукав - к тёплому платью, короткий - к летнему платью, блузке, халату.

16. «Выбери правильно». Одежду для зимы, лета...

17. «Для чего?» Карман - для носового платка, пуговицы - чтобы застёгиваться.

18. «Что нужно?» Чтобы шить, нужно иметь материал (ткань), ножницы, иголку, нитки...

19. «Назови цвет». Демонстрируются вещи или картинки, например: летнее платье - белое с голубыми цветочками, рубашка - синяя с белыми полосками.

20. «Какие свойства одежды ты знаешь?» Она защищает от холода, дождя.

Одежда загрязняется, рвётся; её можно стирать, чистить, сушить, гладить.

21. «Как хранить?» Одежду хранят в гардеробе, в шкафу: верхнюю - на вешалках, нижнее бельё - на полках.

22. «Раздели». Обучающий предлагает ребёнку разложить по группам: бельё, верх­нюю одежду, головные уборы, обувь.

23. «Демонстрация моделей». Выходят по двое: манекенщица и модельер; каждая пара рассказывает о своей модели одежды.

24. «Магазин «Одежда». «Покупая вещь», ребёнок должен назвать материал, цвет, размер, рост, фасон.

(Обучающему необходимо следить за грамматической правильно­стью речи детей: согласованием в роде, числе, падеже; употреблением нужных предлогов и др.)

Скороговорки и стихи

1. Шила шубку - сшила юбку, шила шапку - сшила тапку.

2. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

3. Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - жираф.

4. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушонок в капюшоне пошёл.

5. Взял Тимошка утюжок: «Ну-ка, грейся, мой дружок.

Выглажу братишке рубашку и штанишки».

6. Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить и платочек положить.

7. Мы бельё прополоскали и ни капли не устали.

Будем снова полоскать, будем маме помогать.

8. Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара,

И нашла в кармане варежки Варвара.

9. Нарядили ножки в новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

1. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят.

2. Две сестрички, две плетёнки из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать, чтоб не мёрзли пять да пять.

3. Если дождик, мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам.

4. Хожу на голове, хотя и на ногах,

Хожу я босиком, хотя и в сапогах.

5. Гуляю я и в дождь, и в зной, характер у меня такой.

6. Сижу верхом, не ведаю, на ком.

7. Пять мальчиков, пять чуланчиков,

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

8. Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья,

Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью.

9. У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылёк, не птичка - он держит две косички.

10. Конь стальной, хвост льняной.

Отгадки: 1, 2. Варежки. 3. Сапоги. 4. Гвоздь в сапоге. 5. Зонт. 6. Шапка. 7. Пальцы и перчатки. 8. Шлёпанцы. 9. Бантик. 10. Иголка с ниткой.

Пословицы и поговорки

1. Аккуратность красит человека.

2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

3. Иголка маленькая, да больно уколет.

4. Не одежда красит человека.

5. Одежда лучше новая, а друг - старый.

6. По одёжке не суди, по делам гляди.

7. По одёжке встречают, по уму провожают.

8. По голове и шапка, по ноге и сапог.

9. Рукавицы ищет, а они за поясом.

10. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

11. Сарафан за кафтаном не бегает.

12. Сапог хорош, да ногу жмёт.

13. И кафтан греет, когда шубы нет.

Времена года

Осень

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября - на­чало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.

Осенью становится холоднее. Солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает тёмным, серым, хмурым, идут дожди; дни стано­вятся короче, а ночи - длиннее.

Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желте­ют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотистым ковром.

Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные за­готовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, многим птицам нечем кормиться, и они улетают в тёплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие гуси, утки. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.

С каждым днём становится холоднее; взрослые и дети надевают утеп­лённую одежду: куртки, свитера, шапки.

План рассказа об осени

1. Названия месяцев.

2. Состояние погоды, солнца, неба.

3. Продолжительность дней и ночей.

4. Состояние окружающей природы (трава, деревья, реки, озёра).

5. Занятия взрослых и детей.

6. Жизнь птиц.

7. Жизнь домашних и диких животных.

8. Одежда людей.

Примерный словарь

Существительные: осень, листья, урожай, овощи, фрукты, сено; лужи, слякоть; коса, лопата, заготовки, комбайн, стог.

Глаголы: желтеть, увядать, опадать, осыпаться, высыхать, моросить, лить (о дожде); улететь, копать, соби­рать, косить.

Прилагательные: холодный, мелкий, проливной (дождь);жёлтые, красные, сухие (листья); хмурое, потемневшее, облачное (небо); подножный (корм); утеплённая (одежда).

Сравнительная степень: теплее - холоднее, короче - длиннее, темнее - свет­лее, ярче.

Дидактические игры

Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводят­ся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.

Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... - вы назо­вёте (расскажете)...» Образец - первая игра, далее для краткости изложе­ния эти слова опускаются.

1.«Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы
с этой лексикой).

Я назову время года, а вы - месяцы: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь; лето - июнь, июль, август и т. д.

Я назову месяц, а вы - время года: январь - зима, март - весна...

Какое время года вам больше нравится? Почему?

2.«Мы знаем погоду».

а)Жарко - летом, холодно - зимой, становится теплее- весной, холод­нее - осенью, тёплый дождик - летом, холодный дождь - осенью, грозы (гром и молния) - летом или в конце весны и др.

б)Летом - жарко, ярко светит солнце...

в)Какую погоду вы любите? Почему?

3. «Какое небо, солнце?»

а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное - летом; хмурое, тёмное, затяну­ то тучами - осенью; неподвижное, серое, словно стальное - зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше - весной; солнце ярко светит и хорошо греет - летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами - осенью; светит, но не греет - зимой.

б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.

в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?

4.«Дни и ночи, что длиннее - что короче?»

а) Дни становятся короче- осенью, длиннее- весной, самые короткие ночи - летом и т. д.

б) Зимой - дни короткие, а ночи длинные.

в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите - летом или зимой?

Мы ориентируемся по часам.

5.«Поговорим о природе».

а) Листья желтеют, краснеют - начало осени; земля покрыта ковром из листьев - середина осени; деревья почти все голые - конец осени.

На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распуска­ются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...

в) Какое время года вам больше нравится? Почему?

6.«Чем занимаются?»

а) Осенью - собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.

б)Сажают на огородах овощи - в конце весны, работают комбайны -летом; дети катаются на санках - зимой; загорают на пляже - летом и др.

в)Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему?

7.«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»

а) Коровы пасутся на лужайке - летом; животные питаются сеном -зимой; травой, сеном - поздней осенью.

б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.

в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?

8.«Повадки диких животных».

а) Белка запасает орешки - осенью; медведь убегает от пчёл - летом. (Почему убегает?) Заяц-беляк бежит от лисы - зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит - летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека - зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, - в любое время года.

б) Медведь зимой спит в берлоге, летом - собирает ягоды, ищет мёд.(Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке.)

в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?

9.«Что мы знаем о птицах?»

а) Птицы улетают в тёплые края - осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) - зимой...

б) Весной перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв...

в) Кто-нибудь оказывал помощь какой-нибудь птичке? (Случай из жиз­ни.) Живёт ли у кого-нибудь дома птичка в клетке? Расскажите о ней.

10. «Как одеваемся?»

а) Тёплая шапка, шуба - зимой; платье с короткими рукавами - летом.Лёгкая куртка - весной, осенью; тёплые ботинки, сапоги - зимой.

б) Что надеваете на себя летом? Как одеваете куклу, братика?

в) Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?

11. «Какой бывает снег?»

а) Солнце светит, потеплело - снег влажный, мягкий, искристый,

липкий, блестящий; мороз - рассыпчатый снег, твёрдый, хрустящий, покрывается твёрдой коркой (наст).

б) Влажный снег - когда светит солнце... Из него можно лепить снеговика, снежную бабу.

в) Во что вы любите играть со снегом? Почему?

12. «Когда это бывает?» Солнце, сосульки, лужи - весной; листопад, засохшая трава - осенью: яркое солнце, горячий песок - летом.

14. «Назови три главных слова». зиме: снег, мороз, санки; о лете: пляж, река, лодка и т. д.

15. «Что бывает?» Зимой - вьюги, метели, сугробы; летом - жара, дожди, грозы; весной...; осенью...

Скороговорки и стихи

1. Осинку покрасила осень,

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Но быстро она облетает.

2. Стало вдруг светлее вдвое,

Двор - как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

3. Листья с деревьев в лесу осыпаются,

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое лето с землёю прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

4. Утром мы во двор идём - листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят, всё летят, летят, летят.

Пролетели журавли, всё летит!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

5. Листопад, листопад, листья жёлтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад.

6. Облетели листья с клёна, клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

7. Осень! Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А.К. Толстой)

8. Краснеют ягоды рябин, сырой туман ползёт по нивам,

И журавлей последний клин о лете плачет сиротливо.

9. Летят высоко журавли над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели, они кричат:

«Летимте с нами!»

А в роще, сонной и пустой, дрожат от холода осины,

И долго листик золотой летит за стаей журавлиной.

10. Осенние денёчки, в саду большие лужи.

Последние листочки холодный ветер кружит.

Вон листочки жёлтые, вон листочки красные,

Соберём в букетик мы все листочки разные.

Станет в комнате красиво - скажет мама нам: «Спасибо!»

11.Ласточки пропали, а вчера с зарёй всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали вон над той горой.

(А. Фет)

12.Хмурая, дождливая наступила осень,

Всю капусту сняли, нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть...

Думает о лете, прижимает уши,

На небо косится - неба не видать...

Только б потеплее, только бы посуше...

Очень неприятно по воде ступать.

(А. Блок)

13.Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птички улетели в тёплые края.

(А. Плещеев)

14.Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало;

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

Приближалась

Довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора...

(А. Пушкин)

15.Скоро белые метели снег подымут от земли,

Улетают, улетают, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел,

Аист крыльями полощет, улетает, улетел.

Лист качается узорный в синей луже на воде,

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

(Е. Благинина)

1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.

Когда это бывает?

2. Кто всю ночь по крыше бьёт, и постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

4. Весной вырастают, осенью опадают.

Отгадки: 1. Осенью. 2. Дождь. 3. Тучи. 4. Листья.

Пословицы

1. Весна красна цветами, а осень - плодами.

3. Осень - перемен восемь.

4. В осеннее ненастье семь погод на дворе:

Сеет, веет, крутит, свистит и ревёт, льёт и снег метёт

5. Весна красна, а осень грязна.

6. Осень - запасиха, зима - подбериха.

7. Осень прикажет, а весна своё скажет.

8. Осень-то матка: кисель да блины;

А весна - мачеха: сиди да гляди.

9. Осень хвастлива, весна справедлива.

10. Осенняя муха больнее кусает.

11. Осенью и воробей богат.

12. Осенью и у кошки пирог.

Зима

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Декабрь - начало зимы, последний месяц года; январь - середина зимы, первый месяц года; февраль - конец зимы.

Зимой становится холоднее, солнце светит, но уже не греет. Небо хмурое, словно затянуто лёгкой дымкой. Дни всё короче и короче, и всё длиннее ночи. Падает снег на крыши, на деревья, земля будто покрывает­ся белым ковром. Когда бывают снежные метели, образуются большие сугробы. В морозную погоду снег сухой, рассыпчатый, покрывается твёр­дой коркой - настом. В солнечную погоду он влажный, блестящий, иск­ристый, липкий. Из такого снега хорошо лепить снеговиков, можно иг­рать в снежки.

Вся природа словно замирает. Кругом голые деревья и кусты. Нигде не видно зелени. Реки и озёра покрываются льдом. Можно кататься на коньках, но лучше ходить на специальный каток, так как лёд на реках об­разуется неравномерно, можно провалиться в полынью. Когда бывает по­тепление, снег подтаивает, на крышах появляются сосульки. (Сосать их нельзя - будет болеть горло.)

Перелётные птицы ещё осенью улетают в тёплые края. Зимующим бывает холодно и голодно зимой. Они (синицы, галки, голуби и др.) под­летают к жилью человека. Люди их подкармливают: бросают в кормушки или на землю зёрна, крошки хлеба, семечки. Домашние животные нахо­дятся в хлевах. За ними ухаживают, кормят и поят. Дети помогают взрос­лым, а в свободное время катаются на санках, лыжах и коньках.

Особенно трудно в снежные зимы бывает диким животным. Хищные звери (волки, лисы), когда им не хватает добычи, приходят в сёла и пыта­ются пробраться на скотный двор. Травоядные (лоси, олени, зайцы) тоже, как и птицы, идут к людям, которые помогают им выжить, подкармливая и, если нужно, подлечивая.

Люди зимой носят тёплую одежду: шубы, тёплые шапки, шарфы, сапоги, варежки, перчатки.

План рассказа о зиме

План, который дан в рассказе об осени (с. 152), годится для любого времени года.

Примерный словарь

Существительные: снег, лёд, холод, снежинка, хлопья снега, узоры (от мороза), пурга, метель, вьюга, сугроб, сосулька, льдинка, каток, полынья, прорубь (лунка), лов рыбы (подлёдный), кормушка, сено, наст, дымка, гололедица.

Глаголы: замерзать, дуть, выть, голодать, подкармли­вать, виться, кружиться (оснежинках), подтаить, раз­рисовать (узорами).

Прилагательные: пушистый, глубокий, мягкий, искристый, рассыпчатый, влажный, липкий, холодный (снег); твёрдый, гладкий, блестящий, скользкий, прозрачный (лёд); снежная, красивая, мерцающая (звёздочка-снежинка);подлёдный (лов рыбы).

Наречия: холодно, тепло, скользко, гладко, быстро, медленно, равномерно, терпеливо.

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа №46 Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа».
Описание : Вашему вниманию предоставляется авторский рассказ для младших школьников «Летнее приключение». Этот рассказ может быть интересен воспитателям, классным руководителям при проведении занятий, классных часов по окружающему миру.
Цель: Развитие основных нравственных качеств личности ребенка.
Задачи:
1. Познакомить школьников с рассказом, способствовать развитию интереса к чтению.
2. Воспитание у школьников любви к родине, родному краю, к животным.
3. Воспитание чувства сострадания, заботы, желания прийти на помощь.

Рассказ «Летнее приключение».


Закончился последний учебный день, и второклассник Димка, весело махая портфелем, вприпрыжку бежал домой. Вдруг из кармашка портфеля послышался звук телефона. Это звонил папа: «Здравия желаю, товарищ младший лейтенант, спешу сообщить очень приятную новость – завтра мы едем на дачу. Поэтому, слушай мою команду: быстро обедать и собирать вещи. Мы с мамой будем дома через час».
Папа у Димки был военным, а мама медсестрой, и работали они в одной воинской части.
«Есть, товарищ генерал, собирать вещи! Ура, мы едем в деревню! – радостно закричал обрадованный мальчишка в трубку телефона.
Не прошло и полчаса, как Димка быстро по – военному пообедал и начал собирать вещи, напевая при этом весёлую песенку собственного сочинения.
«Когда конфеты кончаются,
Очень все огорчаются,
И когда апельсины кончаются,
Тоже все огорчаются.


А каникулы начинаются –
Никто не огорчается,
Закончилась занятия,
Ура, на дачу еду я,

Там ждут меня
Затеи интересные,
Весёлые друзья»
К приходу родителей прихожая квартиры была похожа на большой склад магазина, где было собрано много нужных вещей: тут и футбольный мяч, и удочка для рыбалки, и насос для велосипеда, и корзинка для грибов.


Наконец, наступило долгожданное утро следующего дня, вещи уже отправлены в багажник машины, папа завёл машину, и вся семья отправилась на дачу на летний отдых.
Вот машина выехала из города, свернула на просёлочную дорогу, тут начиналось большое поле, на котором цвели васильки и ромашки.


Мама не удержалась и воскликнула: « Ой, смотрите, как здесь красиво, давайте на минуточку остановимся, я нарву букет моих любимых ромашек».
Папа весело ответил: «Есть, товарищ старший лейтенант, остановиться, а вы чувствуете, какой здесь воздух, настоящий, деревенский».
Через час машина подъезжала к деревне, вот уж и дом виден, и соседка тётя Аня приветливо машет рукой.


«С приездом вас, дорогие мои соседи, вот отведайте с дорожки молочка парного» - говорит заботливая хозяйка и подаёт папе кувшин с деревенским молоком. У тёти Ани полон двор всякой скотины: корова, поросёнок, овцы,гуси, куры, и даже есть пёс Черныш.


Папа с большим удовольствием берёт кувшин, пьёт молоко и восторженно восклицает:«Спасибо
вам, Анна Кузьминична, вкусное у вас молоко - настоящее, деревенское!».
Днём, во время обеда, Димка мечтательно произносит: «А хорошо бы было нам завести, как у тёти Ани, корову или хотя бы маленького телёночка». Но папа сказал, что содержать скотину – это очень большая ответственность, надо за ней ухаживать: поить, кормить, выгуливать,заготавливать корма, а для этого надо жить в деревне круглый год.
Вечером Димка сел на лавочку и стал наблюдать за облаками, проплывающими высоко в небе.
Вот одно из них, самое большое, похоже на огромного бегемота, а вот это,поменьше, на телёнка с рожками…


И вдруг, рядом с домом, на зелёной лужайке, запрыгал весёлый и озорной телёнок. Он был весь беленький, только на животике и спинке виднелись коричневые пятнышки, мордочка у него была розовая, а на голове маленькие рожки.


Димка очень обрадовался, подошёл поближе к телёнку и сказал: «Привет,я назову тебя Милки, давай с тобой играть в догонялки». Телёнок весело поглядел на мальчика, помахал головой и запрыгал по дорожке, ведущей в берёзовую рощу.


Вдруг из рощи появилась хитрая рыжая лиса, увидела она мальчика и телёнка и говорит: «Здравствуй, друзья, давайте все вместе дружить, пойдём ко мне в гости, я угощу вас спелой земляникой и вкусной травкой».
Лиса была очень хитрой и задумала она плохое дело: решила заманить в лес и съесть глупого и доверчивого телёнка. Достала она телефон и стала звонить Волку: «Здравствуй, куманёк, приглашаю тебя сегодня ко мне в гости на ужин, у меня тут такой славный телёночек».
Услыхал Димка слова Лисы и подумал: «Эх, и влипли мы с тобой, Милки, в неприятную историю. Вот если бы у нас была шапка – невидимка, тогда бы ушли с лесной полянки тихо и незаметно». И не успел мальчик подумать,как у него в руке оказалась не одна, а целых две шляпы – невидимки.


Одну шляпу он сам надел, а другую отдал своему другу Милки.
И пошли друзья совершенно незамеченными по дороге, а впереди лиса бежит, торопится скорей волка встретить.
Вот на краю леса появилось болото, лиса заторопилась, оступилась и провалилась в болотную тину. «Ой, спасите, ой, помогите» - закричала рыжая плутовка. Полное право имели друзья пойти дальше и не обращать внимание на крики коварной лисы, ведь как гласит народная пословица:
«Не рой другому ямы - сам в неё попадёшь».


Только вот жалко стало Димке и телёнку лису, сняли они свои шляпы- невидимки и стали помогать ей выбираться из болота. Димка наломал толстых дубовых веток и протянул их к краю болота, а телёнок наклонил свою голову, ухватила лиса телёнка за шею и выбралась на берег.
«Спасибо вам, друзья, за ваше доброе сердце, за то, что помогли мне в трудную минуту, очень вас прошу: простите меня, с сегодняшнего дня обещаю делать только добрые дела».
Хорошо, что всё хорошо кончается, усталые, но довольные друзья отправились домой, только вот телёнок Милки где – то потерял свой звонкий колокольчик.
Закончился летний тёплый день, завечерело, и папа вынес сыну тёплый свитер, а Димка, сидя на скамейке, прислонив голову к забору палисадника,спал крепким безмятежным сном. «Убегался, младший лейтенант, вот, что значит настоящий деревенский воздух, пора на отбой в казарму» - сказал папа, бережно взял Димку в свои сильные руки и понёс его в дом.
Наступило чудесное летнее утро, ярко светило тёплое солнышко, порхали красивые бабочки. Димка проснулся, сладко потянулся, выглянул в открытое окошко и увидел чудо: на зелёном лугу резво скакал телёнок, и на шее у него весело звенел колокольчик.


Лето ещё только начиналось, и мальчика ждало много всяких чудесных летних приключений.
В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные