Сказка про волшебные свойства магнита. Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Опыт 1: что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Опыт 5: компас

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЁНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЖУРАВЛИК»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Мастер-класс экспериментальная деятельность «Свойства магнита»

Подготовила: Ерофеева Ирина Сергеевна воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности

апрель 2014г.

Цели педагогических технологий:

Здоровьесберегающие технологии (использование разнообразных видов деятельности, обучение безопасному проведению опытов),

Исследовательские методы (развивать индивидуальный путь развития ребёнка, развивать личный интерес у детей, учить видеть проблему и пути её решения).

Игровые методы (формировать разнообразные умения и учебные навыки, расширять кругозор, развивать познавательную сферу).

Обучение в сотрудничестве (учить ребят решать чётко поставленные задачи при взаимодействии со сверстниками).

Информационно-коммуникационные технологии – мультипроект (развивать коммуникативную, социальную и экологическую компетентность детей дошкольного возраста).

Задачи путешествия:

Развитие у детей мыслительных операций.

Развитие у детей элементарных представлений о физических явлениях, стимулирование самостоятельного формулирования выводов детьми;

Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;

Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности.

Развитие активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого потенциала и проявление своей индивидуальности.

Оборудование и материалы:

Технические средства – макет волшебной дороги, магниты полосовые (каждому ребёнку), различные металлические предметы (скрепки, гайки, шурупы, железные пластинки и т другие), лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, подковообразный магнит, колбы стеклянные, фасоль (белая. красная),аквариум(колодец) с водой, железный меч, варежка с магнитами.

Словарная работа:

Магнетизм, магнит, лаборатория, меч-кладенец.

Предварительная работа:

Чтение сказок «Золушка», «Иван Царевич и Меч-Кладенец».

Входят гости и видят, как дети с воспитателем проводят опыт (сода+уксус).

Приветствие гостей.

В: -Сегодня у нас необычное занятие. Я вам приготовила сюрприз, который находится в этой шкатулке. (Достаёт и показывает.)

Как вы думаете, что это? (Это рукавичка) . А из какой она сказки? («Рукавичка»)

Проблемная ситуация:

В. надевает на руку рукавичку: - Она необычная, как вы думаете почему? (предположения детей)

В: Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат разные предметы. Сейчас я проведу над ними рукой и вы увидите, что произойдет (примагничиваются металлические предметы)

В: Что вы видите? (К рукавичке прилипли (примагнитились) металлические предметы, перечисляют)

Опыт:

В: Кто хочет попробовать провести эксперимент с рукавичкой сам? (2-3 ребёнка пробуют сами провести опыт)

В: Почему прилипли только эти предметы, а не другие? (Они металлические)

В: Что необычного в этой рукавичке? (Она магнитная)

В: А что такое магнит? (Магнит - это природный камень, который обладает волшебным свойством: магнитизмом или притяжением)

В: Ребята давайте сделаем упражнение "Притяжение". Молодцы, вы запомнили, что такое магнитизм или магнитное притяжение.

Приходит СМС воспитателю на моб.телефон. Дети читают:

«Помогите! Сказки в беде !!!»

В: -Ребята, сказки попали в беду, поможем? (да) А отправимся мы в сказки на нашем волшебном автомобиле. (Раздаётся звук незаводящегося мотора)

Проблемная ситуация:

В: -Ребята, что же делать? Машина большая, железная. Что за сила может помочь машине поехать по дороге? (Сила магнитизма!) - Тогда в путь!

Физ. минутка "Мы едем".

Воспитатель на коврографе с помощью магнита двигает железную машинку по картонной дороге. Под музыкальное сопровождение дети выполняют движения.

По окончанию физ.минутки воспитатель читает отрывок из сказки "Иван Царевич и Меч-Кладенец":

Сокровенные века.

Чья могучая рука.

Дело ратное свершила,

Меч в колоду опустила?

Сказ о Иване - Царевиче и мече - кладенце») .

Дети видят Ивана-Царевича около колодца.

В: Кто это, ребята? (Иван-Царевич)

В: Что случилось Иван-Царевич?

Проблемная ситуация:

И.-Ц: Кащей утопил мой меч в колодце.

В: Вон неприятность, а из чего сделан твой меч?

И.-Ц: Он железный и очень тяжелый, лежит на самом дне колодца. Помогите мне его достать.

В: Ребята как же помочь Ивану-Царевичу? (Мы поможем достать меч с помощью волшебной силы - магнетизма. Магнит притянет железный меч и мы его достанем из колодца)

Дети достают меч из воды с помощью магнита.

В: Иван- Царевич получай свой меч.

И.-Ц.:Спасибо за помощь!

В доме лесничего всё изменилось.

Ведь злючая мачеха там появилась.

Она обожает своих дочерей,

А девочку гонит: "Работай скорей!»

Для девочки кроткой - тазы, сковородки,

Котлы и горшки, пинки и щелчки.

Игла и метла - такие дела.

Если будешь ты стараться,

Всё исполнишь до конца,

То на бал полюбоваться

Сможешь ты в окно дворца.

Из какой сказки я прочитала отрывок? («Золушка», Ш.Перро)

В: А кто это здесь сидит, ребята, посмотрите? (Золушка)

Золушка тихо напевает грустную песню:

Дразнят Золушкой меня,

Потому что у огня, силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

и всегда в золе я...

В: Что случилось Золушка?

Проблемная ситуация:

З: Мачеха перемешала фасоль и набросала туда металлических предметов, и заставила меня всё это разобрать. А я так хочу попасть на бал, помогите мне, пожалуйста!

В: Ребята, как же мы поможем Золушке? (С помощью волшебной палочки, которая обладает магнитизмом. Мы с помощью магнита вытащим металлические предметы, а Золушка переберёт фасоль)

Дают Золушке волшебную палочку и она вытаскивает металлические предметы из фасоли.

Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Тема « Знакомство детей со свойствами магнита » .

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности , такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность , ФЭМП.

Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита .

2. Познакомить детей с понятиями « магнитная сила » , «притяжение» , « магнетизм » .

3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита .

2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментированию.

2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Методы и приемы:

Рассказывание легенды о магните , загадка, опыты с магнитами разного размера , игра малой подвижности, игра на развитие внимания, показ м/ф «Лунтик. Магнит »

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игра «Ловись рыбка» , коробочка с магнитом , схема : «Какие предметы притягивает магнит » , картинки с изображением, где применяется магнит , познавательная игра «Волшебные магнитики » .

Раздаточный: магнит на каждого ребенка , набор предметов из различных материалов: пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик, пшено.

Ожидаемые результаты:

формирование представлений детей о природном объекте - магните ;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме « Опыты , экспериментирование с магнитом ».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель :

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом . Коробка закрыта.

Воспитатель : Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Дети (магнит ) . Воспитатель показывает магнит :

«Вот перед вами волшебный магнит . Много секретов в себе он хранит», Воспитатель: перед тем как приступить к экспериментам с магнитом я хочу рассказать вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял , что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название « магнит » .

Воспитатель : магнит – это камень .

Возьмите на столе магнит и определите , какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный, твердый и т. д.) .

Воспитатель : Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый) .

Воспитатель предлагает дать определение магниту .

Ответ детей (магнит - это камень , поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

Воспитатель : Какое еще свойство имеет магнит , отличающее его от обычных камней?

Ответы детей (притягивает предметы) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит ? Ответы детей (нет) .

Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения, но сначала давайте отдохнем.

Физминутка.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

на носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Дети присаживаются за столы.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, пальцы в рот не брать.

3. С мелкими деталями обращаться осторожно.

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Запомните, опыты можно проводить только со взрослыми.

ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит ?» (На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит )

Воспитатель : подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа) .

Воспитатель : К каким предметам притягивается магнит ?

Дети : Магнит притягивается к железным предметам.

ОПЫТ №2 « Магнитные полюса » .

Воспитатель : У каждого из вас есть магнит . Давайте прикоснемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа . Посмотрим, что будет.

Дети : Наши магниты то соединяются , то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель : Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов . С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный» . Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети : У нашей планеты Земля.

Воспитатель : просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети : Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети : Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель : Земля, как один большой магнит , притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом . Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса . Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются , а когда отталкиваются?

Дети : Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются . Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Воспитатель : Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить . А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

ОПЫТ №3 « Магнит преграды не боится » .

Воспитатель : Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.

Воспитатель : «А сейчас немного отдохнем и опять опыты начнем»

Разминка в кругу Игра с мячом «Притягивает - не притягивает»

Дети садятся за столы

Воспитатель : Я предлагаю провести следующее испытание:

ОПЫТ 4 «Не замочи рук»

(У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит . Скрепка «тянется» за магнитом )

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.

Воспитатель : как можно быстро достать металлические предметы из крупы?

Дети говорят свои предположения.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо, влево, вверх и вниз

Повторять ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза,

Будем видеть лучше сразу.

ОПЫТ 5 «Поможем Золушке перебрать крупу»

(На тарелочках пшено, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из пшена убираем»

Воспитатель :

Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты ? Люди используют магниты : с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. Используют в медицине при обследовании и лечении. В игрушках, конструкторах .

Воспитатель : Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

Дети : Да!

Воспитатель : С помощью опытов мы многое узнали про магнит .

Итог занятия

1. Магнит притягивает железо .

2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.

2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс.

3. Магнит действует сквозь воду и стекло.

Литература

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. – М : ТЦ Сфера, 2004

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование . Издательство : Детство – Пресс, 2013

3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996


Наталья Владимировна Кушнарёва
Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

(опытно- экспериментальная деятельность ) .

Тема «Знакомство детей со свойствами магнита » .

Актуальность :

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности , такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность , ФЭМП.

Цель :

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи :

Познакомить детей со свойством магнита : притягивает металлические предметы. Развивать активность, любознательность (Познание) .

Формировать умение работать сообща, обсуждать, договариваться (Социально – коммуникативное) .

Формировать грамматически правильную речь. Активизировать словарь детей : магнит , притягивает, исследовательская лаборатория (Речевое) .

Материал и оборудование :

Демонстрационный : игра «Ловись рыбка» , коробочка с магнитом , схема : «Какие предметы притягивает магнит » , картинки с изображением, где применяется магнит , познавательная игра «Волшебные магнитики » .

Раздаточный : магнит на каждого ребенка , набор предметов из различных материалов : пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик.

Ожидаемые результаты :

формирование представлений детей о природном объекте - магните ;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

Предварительная работа :

Чтение легенды о магните , стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме «Опыты , экспериментирование с магнитом ».

Опытно- экспериментальная деятельность .

Организационный момент.

Воспитатель :

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом . Коробка закрыта.

Воспитатель : Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Дети (магнит ) .

Воспитатель показывает магнит детям и поясняет о том, что магнит – это камень .

Воспитатель : Возьмите на столе магнит и определите , какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный и т. д.) .

Воспитатель : Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый) .

Воспитатель предлагает дать определение магниту .

Ответ детей (магнит - это камень , поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

Воспитатель : Какое еще свойство имеет магнит , отличающее его от обычных камней?

Ответы детей (притягивает предметы) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит ? Ответы детей (нет) .

Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения.

Воспитатель : Возьмите те предметы, по вашему мнению, которые может притянуть магнит .

Дети делают самостоятельный выбор.

Воспитатель : Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Давайте проведем опыт – эксперимент .

Дети проводят эксперименты с помощью магнита , подтверждая или опровергая свой выбор .

Опыт № 1

Воспитатель : Возьмите бумагу и попробуйте притянуть её магнитом . Сделайте вывод.

Ответы детей : Магнит не притягивает бумагу.

Опыт № 2

Воспитатель : Возьмите ткань и попробуйте притянуть её с помощью магнита .

Сделайте вывод.

Ответы детей (магнит не притягивает ткань) .

Опыт № 3

Воспитатель : Возьмите пластмассовую ложку, попробуйте притянуть её с помощью магнита . Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (магнит не притягивает пластмассовые предметы) .

Опыт №4

Воспитатель : У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте змейку из банки не опуская руку в банку с водой.

Воспитатель : Ребята, какой можно сделать вывод?

Ответы детей (магнит действует через стекло) .

Воспитатель : Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, только ли через стекло действует магнит ?

Опыт № 5

Воспитатель : Попробуйте управлять металлическим предметом с помощью магнита , находящим под деревянной крышкой парты.

Воспитатель : Какой можно сделать вывод?

Ответы детей : (магнит действует через дерево) .

Физкультурная минутка.

Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру «Притягивает – не притягивает» . Я буду бросать вам мяч, если магнит притягивает предмет , вы хлопайте в ладоши. А если не притягивает, то вы приседайте.

Воспитатель : А кто из вас хотел бы порыбачить?

Проводится игра «Рыболов»

Воспитатель : Как вы думаете, проявляет ли магнит свойство притяжения металла в воде?

Ответы детей (магнит притягивает металл в воде) .

детей на схему , где изображены предметы : пластмассовая пуговица, кусочек ткани, бумага, булавка, гвоздики.

Воспитатель : Кто из вас желает поставить фишки напротив тех предметов, которые притягивает магнит .

Дети работают со схемой у доски.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Магнит » .

Как мне нравится магнит

Он так меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель обращает внимание детей на экран компьютера , на котором изображены картинки, где человек применяет магнит .

Воспитатель : Ребята, поясните, где применяется магнит ?

Ответы детей (в медицине, в машиностроение, в космонавтике, и т. д.) .

Итог опытно-экспериментальной деятельности .

Воспитатель (смотрит на часы) : Как быстро летит время. К сожалению, нам пора возвращаться домой. Но перед тем как вернуться, я хочу вам задать несколько вопросов. Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты ?

Ответы детей (лаборатория)

С каким волшебным камнем вы познакомились ?

Ответы детей (магнит )

Используемая литература :

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников ».

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет ». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

4. «365 научных экспериментов» .

МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2
города БЕЛОРЕЧЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственно- образовательной деятельности
с детьми старшей группы по познавательной деятельности:
«Все тайны магнита»

Выполнила:
Воспитатель
Маврина Л.Ю
2014 год
Образовательная область: познавательная
Вид деятельности: непосредственно -образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема:«Таинственный магнит».
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Программное содержание.
Образовательные задачи: Сформировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы.Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Словарная работа: Активизировать словарь по теме: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.
Материалы и оборудование: железные, пластмассовые предметы, кусочки ткани, бумаги,пенопласта; магниты, ключи металлические, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей,
Ребята я предлагаю сегодня вам стать настоящими исследователями и провести настоящие эксперименты в настоящей лаборатории!
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Вам всем знаком этот камень

Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: посмотрите в нашей шкатулочке еще что-то есть...
(достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).
С помощью моей "волшебной рукавицы" я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.
Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.
2. Просмотр презентации «Волшебный магнит»
1.слайд Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
2.слайд Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.
3.слайд Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.
5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов
6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

7.слайд Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
9. слайд А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.
10. слайд Про магнит снимают мультфильмы.
Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?
Где его используют?
Какой секрет хранит в себе магнит?
3.Экспериментальная деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать маленькими исследователями. А кто такие исследователи? (это человек, который что-то изучает). Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов. Одевайте фартуки и шапочки проходите в нашу лабораторию.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, предлагаю вам поэкспериментировать:
"Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент".
Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается!
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.
4. Самостоятельная работа.
Опыт №1
Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Опыт №2
Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань.(Железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4
Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Опыт №5
Воспитатель: Следующий фокус состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят»
В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)
Дети: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
Зверобика «Раз,два,три ну ка повтори...»
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие
Опыт №7
Ребят посмотрите перед нами стаканы с водой,что там на дне?Ключи

А теперь давайте подумаем как можно достать ключ из стакана не намочив рук?

Ответы детей.самостоятельная деятельность
5. Рефлексия.
Воспитатель:
Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)
Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас магнитные наборы «Магнетикус» где вы еще раз сможете увидеть свойства магнита.

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные