Бурятские орнаменты и их значение. Проект этнокультурной направленности Что такое орнамент

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры


Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Молоточный орнамент

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка


«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.


«Дугуй хээ»(круг) - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана - встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют "роговидный" и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.


Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос - это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

Давным-давно это было. Тот, кто рассказывал мне эту сказку, слышал ее от деда, а тот в свою очередь тоже от деда своего.

В распадке меж острых скал и высоких гор, около реки Уды, жил кочующий охотник-тофалар. Звали его Кууламай.

Имел Кууламай лук и стрелы, хранил их в деревянном кобыре, который носил за спиной.

[Кобыр - колчан. ]

Была у охотника жена Маймаяк. Долго они жили вместе, но детей не было, а чужих растить никого не взяли.

Жили в стойбище Кууламая Мунго и Халяй. Мунго вместе с Кууламаем на охоту ходил, дичь приносил, соболя промышлял. А Халяй за оленями смотрела, шила из шкур изюбря и лося покровы к чуму, а при перекочевке вместе с Маймаяк вьючила оленей и вела караван.

Кууламай часто горевал, что нет у него детей. Однажды он обратился к шаману:

Скажи, глубокопочитаемый Мээркпан, почему у меня детей нет? При камланиях ты много видишь, посещаешь верхний, средний и нижний миры. Попроси у Бурхана для меня ребенка. Я ему в жертву оленей отдам...

Надел Мээркпан свой плащ со множеством жгутов, вышитый оленьим волосом и перьями птиц, надел головной убор с перьями от черного гуся, взял бубен, колотушку и начал шаманить. Долго бил Мээркпан колотушкой, прыгал вокруг костра, а потом упал, обессилев. А когда отдышался шаман, стал говорить Ку-уламаю:

Найди крыло молодого орла. Из этого крыла я сделаю ээрэн, тогда у вас будут дети.

[Ээрэн - шаманский пояс. ]

Кууламай знал две скалы, где жили орлы. С отвесной стороны этих скал были пещеры. Кууламай говорит Мунго:

Сегодня мы возьмем длинные ремни, залезем на скалу с пологой стороны, а потом ты спустишь меня в пещеру к орлам.

Взяли они ремни и пошли. Поднялись на скалу. Привязался ремнями Кууламай крепко и велел Мунго понемногу спускать его. Так, цепляясь за острые выступы скалы, пробирался охотник до пещеры, где было орлиное гнездо.

Как только ослабли ремни, Мунго почувствовал, что Кууламай добрался до места. Тогда Мунго бросил ремни, а сам спустился со скалы и пошел к стойбищу.

Давно он хотел погубить Кууламая, забрать его оленей и жениться на Маймаяк, - с ней был уже в сговоре, но все никак не мог решиться. Теперь надеялся, что Кууламай умрет в пещере без пищи и воды.

Пришел Мунго на стойбище и рассказал, что сорвался Кууламай в пещеру и разбился.

Вскоре Маймаяк вышла замуж за Мунго, а мужа совсем забыла и вспоминать о нем не хотела. Только одна Халяй не верила словам Мунго и чувствовала сердцем что-то неладное.

Наступило лето. Жара донимала и оленей, и людей. Мунго перекочевал в горы, где летом всегда бывает прохладно.

Кууламай в это время жил в пещере с орлицей и тремя маленькими орлятами. Сначала орлица хотела сбросить его вниз, ведь она знала, зачем пришел сюда этот человек, но посмотрела ему в глаза и раздумала. Она приносила кабаргу, зайцев, глухарей. Кууламай разрывал их на куски и делил на равные части. Во время дождя он подставлял ладони под скалу, собирал капли и пил их. А в сильную жару, когда скала была суха, он лизал пот, который появлялся у носа орлят. Орлица приносила в клюве капли речной воды, но их было мало, и Кууламай всегда хотел пить.

Сандитова Бальжина

Руководитель проекта:

Баторова Виктория Сандаковна

Учреждение:

МБОУ "Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1"

Следующая исследовательская работа по МХК на тему "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" направлена на изучение животного мира в национальной орнаменталистике. Ученица 9 класса планирует определить значение и использование образов некоторых представителей фауны в бурятских орнаментах.

Таким образом, в предложенном исследовательском проекте по МХК "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" автор определяет, что символика и семантика бурятских орнаментов тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями, онисимволизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.


Автор проекта по МХК "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" призывает вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений.

Учащаяся школы в рамках своей исследовательской работы по МХК о зооморфных мотивах в бурятском орнаменте при изучении материала узнает, что такое орнамент, рассматривает символику и семантику существующих зооморфных бурятских орнаментов.

Введение
1. Что такое орнамент?
2. Символика и семантика зооморфных орнаментов.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение.

Введение

Бурятский орнамент - составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм.


Однако, он остается еще малоизученной областью, которая не получила должного, всестороннего и глубокого анализа, особенно в искусствоведении. Проблема изучения орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.

Объект исследования : бурятский орнамент

Предмет: животный мир в орнаменталистике

Цель исследования:

  • Изучить образы животного мира в бурятских орнаментах.

Задачи:

  • изучение бурятского орнамента;
  • сравнение и анализ орнаментов; - изучение и описание их особенностей; - определить значение и использование образов животного мира в бурятских орнаментах. Методы исследования:
  • сравнение;
  • анализ.

1. Что такое орнамент?

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены как проявления народного творчества в искусстве, архитектуре, быту.

Орнамент в переводе с латинского (ornamentum ) означает “узор ”, “украшение ”.

Латинский корень слова восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной. Бурятское название орнаментов – "угалза " (в переводе с бурятского – узор).

Древнейшая функция узора магическая. Информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении, а декоративная функция узора – узор как украшение. Таким образом, мы выяснили, что такое орнамент.

2. Символика и семантика зооморфных орнаментов


Орнамент свое наибольшее воплощение нашел в народном творчестве. Орнамент служит для украшения зданий, оружия, ювелирных изделий, предметов быта, книжной и прикладной графики.

Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии – а они являются в свою очередь, математическими основами орнаментальной композиции.

Первичной основой орнамента является мотив . Своеобразие мотивов во многом зависит от исторической и национальной принадлежности. Ритм - это повторение одинаковых или чередование разнородных мотивов. Ритмическое построение связывает мотивы в целостное произведение. Большей частью, на основе симметрии строится ритм в орнаменте. Асимметрия встречается реже.

По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп :

  • геометрические (точка – символ начала; прямые и ломаные олицетворяют собой движение; зигзаги – элементы, служащие знаком воды; круги – воздействуют на поверхность, замыкая её в себя; ромб – символ устойчивости и силы; спираль – символ творчества, развития жизни, а также символ власти…);
  • зооморфные или анималистические; к ним относятся натуралистические или
  • схематизированные изображения фигур животных, части их тела
    растительные (листья, цветы, плоды, лотос);
  • природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь …);
  • культовые.

Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. К ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство.

На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табанхушуу мал"), разводимых кочевниками Центральной Азии - бурятами, монголами (конь верблюд, козёл, баран, бык).

Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия.


Самым распространенным орнаментом этой группы является изображения рога - эбэругалза (в буквальном переводе означает "роговидный орнамент").

Слово "угалза" имеет ещё и другое значение -это название самца горного барана, который в Бурятии водится в Окинском районе, а также в Монголии. Рога горных козлов вырастают до трех и более спиралей - прообраз орнамента для древних охотников.

Основа жизни скотоводов - крупный рогатый скот, бараны, козы.

Самый отличительный элемент тела - рога легли в основу бурятского орнамента и связаны с представлениями о благоденствии, процветании и плодородии скота. Предполагается, что этот узор, обнаруженный на обширной территории, имеет везде одно и то же происхождение, и, видимо, значение. Вторым по значимости считается “хамаругалза ” (“носовидный орнамент”).

На календарях Литэ, на ножнах, на нагрудных украшениях гуу(серебряные медальоны) изображают 12 животных восточного календаря. Изображение каждого животного имеет свой смысл, свою символику.

Так, мышь - животное, с которого начинается 12-летний цикл, - атрибут божества Намсарая, дарующего людям богатство. Изо рта её падают священные камни чиндамани (зэндэмэни), приносящие людям богатство, изобилие.

Обезьяна означает человеческую фантазию, которая резвится на древе воображения; тигр - храбрость, в буддизме - один из четырех животных - оберегов; змея - мудрость. Дракон - гибрид нескольких животных, включая змею, ящерицу, птицу и даже льва - мифический персонаж, используемый во многих культурах.

Дракон в переводе с греческого означает «видящий ». Он известен на Востоке и Западе как земноводное животное, имеет положительную и отрицательную атрибутику. Древнейшая символика дракона как варианта змеи ассоциируется с ритмической жизнью, иногда как ипостась змеи - символ мудрости, бессмертия и вечного возрождения. В языческие времена многие традиции Востока и Запада концентрировались на положительных аспектах энергии дракона.

В странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, прежде всего в китайской, корейской, японской мифологиях дракон символизирует не отрицательные, а положительные качества, являясь символом величия, силы, мощи. Будучи связанным с водой, он ассоциируется с плодородием, поэтому становится связующим звеном между "верхними водами" и землей.


В Китае изображение дракона было эмблемой императорской власти, в орнаментах и украшениях предметов императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право изображать на своих предметах драконов только с четырьмя и меньшими когтями. Эмблемой Тибета служит дракон.

Дракон, восстающий из моря, был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом.

Одним из популярных мотивов зооморфной группы является фигура льва . Его изображение встречается на росписи мебели - сундуков, божниц, на изделиях бурятских мастеров-чеканщиков - на ножнах мужских ножей, на огнивах, на женских поясных украшениях - анжуурга.

Но больше всего фигурами льва украшаются предметы культа. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета, Китая устанавливается каменное изваяние льва как символ силы и оберег, мимо которого не пройдет зло, враждебные вере силы. Небольшие фигурки львов из дерева ставили на божницу.

Орнаментальные мотивы, связанные с изображением птицы - орла , характерны для бурят, проживающих в Иркутской области. Орел - тотем ольхонских бурят, часто используется в шаманской мифологии. Культу орла и мотивам его изображения посвящены работы П.П. Хороших.

В индуистской и монгольской мифологиях, в произведениях устного народного творчества кочевников встречается образ царя птиц - Гаруды (в переводе с санскритского - пожиратель). Это вариант вещей птицы Симурга (у фарси), жар-птицы (у славян), прообраз всех восточных птиц.

Изображения Гаруды встречаются на индийских монетах, в буддийских храмах. Это птица с человеческим туловищем, головой орла, со змеей в клюве, мощными крыльями, которыми может остановить вращение планет. Гаруда - это образ мага, который может постичь в одно мгновение все, что происходит в мире, понять и связать далекие события.

В традиционном декоративном искусстве монголоязычных народов, в частности бурятском, встречается мотив парных рыбок и узоры в виде чешуек. М.Н.Хангалов отмечал, что у западных (балаганских) бурят существуют религиозные обряды, связанные с рыбой: "рыба являлась одним из главных видов пищи и предметом поклонения" -тотемом некоторых родов бурят Иркутской области.

В древности рыбью чешую имитировали боевые доспехи воинов-кочевников - панцири, шлемы . Подобным образом украшали обрядовое шаманское облачение - хуяг , которое надевали во время камлания черные шаманы. В современном бурятском искусстве чешуйчатый орнамент и изображение парных рыбок встречаются на женских нагрудных украшениях - hиихэ .

Изображение двух золотых рыбок - сырня - один из восьми буддийских символов - жертвоприношений - "наймантахил". Рыба - существо, обитающее в воде, связана с водным царством, одним из четырех стихий, символизирует бдительность.


Орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты - "шоу" связан с образом черепахи. Черепаха - важный мифологический символ Индии, Китая, Японии и некоторых других стран Дальнего Востока.

В монгольских мифах золотая черепаха держит священную гору Сумеру. В древней столице чингисидов - Каро-Коруме в 12 веке была установлена фигура одной из самых крупных каменных черепах, найденных на территории Монголии. Всего в Монголии найдены и изучены шесть фигур каменных черепах, самая древняя датируется 8-9 веками.

Фигуры черепах служили основаниями для стел с надписями, средний вес - около трех тонн. В Индии черепаха считалась священным символом женских богинь, в индийской мифологии черепаха или её ноги служат опорой космосу. В Японии - это мужской символ, считается, что черепахи могут жить до 12000 лет и, наряду с сосной, используются как символ бессмертия. В китайских захоронениях долгоживущая черепаха используется для украшения также как символ бессмертия.

В других мифологиях она известна как трон неба, первичные воды или острова бессмертных. Арочный панцирь черепахи рассматривается как свод неба, возникший над плоской землей, поэтому она воспринимается как посредник между небом и землей.

Рельефы и сегменты на панцире - своеобразные лабиринты, воспринимались как письмена, поэтому черепаха является также символом мудрости. Слон - символ власти и силы, олицетворяет элемент земли. Индийская традиция видит слонов как несущих на себе мир.

В процессиях на них восседают цари и царицы. Эмблемы мудрости, спокойствия, вечности, сострадания. Слон Ганеша в индуизме - символ мудрости, неуязвимости и осмотрительности, он - покровитель учености. Белый слон священен в буддизме, он олицетворяет терпение, мудрость и опыт Будды. У китайцев слон символизирует космическую энергию.

Монгольский ученый Ц. Ядамжав , рассматривая орнамент, в основу которого легло изображение бабочки, насчитал около 30 её разных вариантов. Этот орнамент используется при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов.

Бабочка на бытовом уровне - символ легкомыслия и бренности . О беззаботном человеке говорят, что он "порхает, как бабочка". При этом упускают из виду, что она порхает не бесцельно -она занимается производством потомства. Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница.

Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью. Известны суеверия и приметы, связывающие бабочек (особенно ночных) с душами умерших; и, наконец, в католической иконографии бабочка в руках младенца Христа символизирует идею воскресения.

Заключение


Таким образом, я пришла к выводу, что бурятский орнамент - составная часть художественной национальной культуры , сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм.

Символика и семантика бурятских орнаментов многолика и разнообразна. Он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Обычно орнаменты символизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.

Зооморфные орнаменты один из самых древних и популярных культур. К ним относятся в основном схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табанхушуу мал"), разводимых кочевниками Центральной Азии - бурятами, монголами.

В заключении хотелось бы сказать, что настало время вновь вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений. Изучение орнаментов как одного из пластов народного творчества в традиционных культуре бурят позволяет понять собственные истоки. Ведь без знания истории своего народа понять основу традиционной культуры почти невозможно.

Список использованной литературы

  1. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. Издательство «МИРТ », Москва. 1992 год.
  2. Каталог работ самодеятельного художника из Сосново-Озерска Еравнинского района Банзаракцаева В.Т. Еравнинская типография Государственного комитета Бурятской АССР по делам издательств.
  3. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, Бабуева В.Д. 2004 год. -228 с., ил.
  4. Художники Еравны, Улан-Удэ, 2006 год.

Бадмаева Оксана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Хуртагинский детский сад "Одохон"
Населённый пункт: село Хуртага
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Сагаалган - священный праздник бурят"
Дата публикации: 27.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хуртагинский детский сад «Одохон»
Образовательный

проект

«Сагаалган

священный

праздник

бурят»
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с бурятским народным фольклором. Музыкальный руководитель: Бадмаева Оксана Александровна Февраль 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Описание хода реализации

 Актуальность темы  Проблема  Новизна проекта  Цели и задачи 
Механизм реализации проекта
 Предварительная работа  Работа с воспитателями  Роль родителей в организации проекта  Продукт проектной деятельности  Предполагаемый результат 
План реализации проекта

Результат работы по проекту

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:
«Сагаалган – священный праздник бурят». Работа по теме «Искусство исполнения песни и ёхора (бурятского танца) – как средство приобщения детей к традиционной бурятской культуре».
Участники

проекта:
воспитанники ДОУ (младшая и старшая группы), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта:
творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели).
Направление развития:
художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области

интеграции:
художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ
«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам бурятской
культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов). В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Почему именно ёхор (бурятский танец)? Ёхор был и остаётся одним из наиболее популярных у бурятского народа национальных танцев. Ёхор - это отражение самобытности нашей бурятской культуры и ее культурных традиций. Ёхор пришёл к нам из глубины веков, очаровывая всех своим изяществом. В настоящее время песня и танец ёхор – обязательный элемент народных фольклорных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций бурятского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной фольклорной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям бурятской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта:
гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
 обогащение духовной культуры детей через исполнение песен и танцев ёхора  привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок ёхора.
Задачи:
1. Научить детей владению элементарными движениями ёхора; 2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий; 3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств; 4. Развивать у ребёнка слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание, организованность, также желание исполнять ёхор; 5. Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках..): 6. Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям родного края.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа
1. Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми ёхора, народных песен в грамзаписи. 2. Подбор художественной литературы «Культура и обычаи бурятского народа», «Бурятский национальный праздник». 3. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением бурятских народных инструментов. 4. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении бурятских ансамблей. 5. Подбор методической литературы для знакомства детей с бурятским народным костюмом мужчин и женщин, с промыслами. 6. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев. 7. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию. 8. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов.
Работа с воспитателями
 Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете;  Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);  Мастер-класс «Искусство исполнения ёхора»

Продукт проектной деятельности
 бурятские игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Роль родителей в реализации проекта
 Презентация проекта на родительском собрании;  Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка- передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов» (папка-передвижка).  Выступление детей на празднике, посвященному дню Белого месяца.
План проектной деятельности
Сроки проведения Название мероприятия Цель мероприятия 1 неделя Беседы «Новый год по лунному календарю», «Звериный календарь», «Как встречать Сагаалган». Загадывание бурятских загадок. Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов». НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища». Чтение бурятских народных сказок. Заучивание пословиц, поговорок. Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу. Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят – позами; развивать мелкую моторику пальцев. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение. 2 неделя Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён». Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён,
Заучивание благопожеланий, в том числе на бурятском языке. Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка». Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости») Театрализованная деятельность. Подготовка к драматизации сказки. Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей». Создание книжек-малышек по бурятским сказкам. Чтение бурятских сказок. значениях цветов хадака. Развивать память, образную речь. Развивать ловкость, быстроту, умение действовать по правилам игры. Знакомить с разными видами игры в лодыжки; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки, подбирать атрибуты. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Привлекать родителей, развивать творчество, любовь к художественной литературе. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. 3 неделя Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять видов домашних животных». НОД «Сагаалган – священный праздник бурятского народа». Продолжение знакомства с загадками. Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости»). Знакомить с элементами бурятской национальной одежды, с пятью видами домашнего скота. Продолжить знакомство с праздником, историей, традициями, обычаями; прививать патриотизм к родной республике. Формировать умение понимать образный смысл загадок, развивать логику, мышление, воображение. Знакомить с разными видами игры в лодыжки, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев,
Драматизация сказки. Подвижные игры «Белый шаман», «Верблюд и верблюжонок». Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора (бурятского танца). Создание альбома «Сагаалган» («Праздник Белого месяца») Итоговое развлечение «С праздником Белого месяца!» совместно с родителями. развивать ловкость, меткость, глазомер. Развивать актёрские способности, монологическую и диалогическую речь. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по правилам игры. Подготовка к развлечению «Сагаалган». Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей: - отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, бурятским народным костюмом, промыслами. - возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2.
Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта: - родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования; - с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, поговорок, стихов и загадок по теме;
3.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с бурятским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре бурятского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Бурятский фольклор
– это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни бурятского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Аларский район

Урок изобразительного искуства

Тема:

"Бурятский орнамент"

Учитель ИЗО:

Середкина Тамара

Святославовна

2012г

Изобразительное искусство

Тема: "Бурятский орнамент"

Цели:

· расширить представление о бурятском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

· развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

· воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи:

· научить распознавать орнаменты разных культур;

· развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента;

· воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Оборудование:

· для учителя: компьютерная презентация об орнаменте, объекты ДПИ - полотенца, деревянная расписная посуда.

· для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, цветные шаблоны греческих ваз и силуэты женских сарафанов, простые карандаши, таблицы греческих элементов (меандры).

План урока

I. Организационный момент

II. Беседа

а. Бурятский орнамент

б. Основные группы орнамента

в. Символика цвета в орнаменте

III. Практическая работа

IV. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент

Успокаиваю детей, проверяю готовность к уроку.

Приветствую, сажу класс.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?

I. Беседа

а. Бурятский орнамент

Ребята для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. (орнамент).

Что означает слово «орнамент»? (слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение»).

С чем он связан? (связан с почитанием духов, богов).

Сегодня мы с вами продолжаем изучать орнамент, только бурятский.

Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски - «хээ угалз»

Как у бурятского народа, так и на Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

б. Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:

1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"

2. Зооморфные (животные, птицы..)

3. Растительные (листья, цветы, лотос…)

4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)

5. Культовые

Геометрические орнаменты

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.

Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии.

Зооморфные орнаменты

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия . Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу ”;

Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов , существует около 30 вариантов ее изображения.

Растительный орнамент

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза ), цветочный узор (сэсэг угалза ) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом . Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.

Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

Природный (космогонический) орнамент

В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.

Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.

Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.

Облака –Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.

Также к распространненным можно отнести Меандр.

Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т. к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т. к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.
Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век "молоточный" трудовой орнамент встречается всюду.

Улзы - "плетенка" - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве - мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.
Монгольский этнограф и лингвист академик Б. Ринчен считает, что этот знак стал известен монголам (а через них и бурятам) вместе с приходом буддизма (соответственно в 12 и 18 веках). - большой знаток культуры и искусства кочевников, считает, что происхождение улзы уходит корнями в очень древние времена, связанные с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова "ульзий" в звучании "кульджа", "гулдза", "угалз" встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента, повторяющего рисунок рогов этого животного. Очень древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Вполне возможно также, что сам термин "улзы" является наименованием тотемного животного.
Знаток монгольской орнаментики художник Н. Вельский, говоря о значении плетенки в народном искусстве монголов, утверждал, что этот знак решает ту же задачу, что и меандр в искусстве древних греков, а именно линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.

Сегодня мы - мастера, и нам необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета. В нем необходимо отразить жизнь вашей семьи.

Для начала необходимо сделать набросок карандашом, и только после того как я проверю ваш эскиз, вы работаете в цвете.

V. Практическая работа

Веду фронтальную и индивидуальную работу с классом

Проговариваю общие замечания, ошибки в работе.

VI. Итог урока

Мини выставка работ учащихся.

С каким орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

Чем он отличается от орнамента на Руси?

Что изображено на ваших рисунках?

Цвет подбирали по значению? Почему?

Перечислите те основные цвета, которые используют при создании бурятского орнамента.

На ваших рисунка изображены геометрические тела и животные, на что вы опирали при их выборе?

Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?

Напоминаю убрать рабочие места.

Спасибо за урок.

приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений. Одно из направлений воспитания нравственно-патриотических чувств – национально-культурное выражается в знании подрастающим поколением своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят.

В нашем многонациональном крае, отличающимся многообразием традиций и обычаев, буряты как коренной народ Прибайкалья занимает стержневое место в соцветии культуры. Поэтому образовательный процесс и строится на тесном сопряжении, единстве и взаимосвязи с историей бурят. Дошкольники – это особый национальный колорит. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, а особенно к коренным жителям, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания. Самое главное – дети приобщаются к истокам национальной бурятской культуры.

В продолжение темы:
Мода

Материнство - прекрасное бремя женщины, которое она с удовольствием несет, если откинуты все другие "бремена". Например, работа. И всем нам прекрасно известно, что именно для...

Новые статьи
/
Популярные